Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

В последнее время поведение ребёнка, выходящее за установленные взрослыми рамки, объясняется гиперактивностью. Число ребятишек, которые считаются слишком неугомонными, слишком активными и слишком непоседливыми с точки зрения нянь, воспитателей и педагогов, растёт. Родители пожимают плечами и, ссылаясь на «гиперактивность» своего чада, умывают руки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На самом деле СДВГ – это медицинский диагноз, который может поставить только доктор. Это неврологическое состояние, которое характеризуется задержкой развития мозга. Основные симптомы: импульсивность, проблемы с контролем своего поведения и дефицит внимания. 

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз. 

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение.

Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве.

Нам важно помнить, что большинство проблем с поведением детей связаны с незрелостью их мозга, и в наших силах помочь им преодолеть последствия этого явления. 

Можно ли снизить градус активности?

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

  1. Режим дня. Соблюдать его вообще важно любому ребёнку, но особое значение режим приобретает для детей, склонных к гиперактивности. Некоторые дети ведут себя более активно и шумно на фоне других, потому что в их психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Таким деткам необходимы постоянство и предсказуемость. Это снижает тревожность и задаёт определённый ритм жизни, что помогает психике успокоиться. В этом поможет наличие и соблюдение ритуалов: пробуждение (потягушки, обнимашки и пр.), приём пищи в одно и то же время, ежедневные прогулки, отход ко сну (приём ванны, чтение книжки на ночь). Переутомление крайне нежелательно для всех деток, а для склонных к гиперактивности в особенности. Зачастую ребёнок не демонстрирует признаков усталости, а наоборот, становится ещё более подвижным и расторможенным. Для родителей это знак, что мозгу малыша нужна передышка. Лучше увести его с людной площадки или шумного детского праздника в более тихое, спокойное место. Держите в сумочке что-нибудь для перекуса и воду. Перевозбуждённый ребёнок, как правило, не может сам понять, что он устал и голоден. И это родительская задача – предвосхищать подобные проблемы и быть вооружёнными на все случаи жизни.
  2. Физические нагрузки. У гиперактивных детей очень много энергии. Если не давать ей выход, это может привести к эффекту «ядерного взрыва». Лучше это предупредить, подобрав ребёнку вид спорта, который придётся ему по душе. Да и вообще, детям чрезвычайно полезны длительные прогулки, бег, подвижные игры и другие активности.
  3. Отдых и расслабление. Они должны сменять любую активность. Массаж, поглаживания, спокойная музыка, пенная ванна нам в помощь. Чрезвычайно полезен дневной сон. Исследования показали, что младшие школьники, которые спят днём, гораздо легче адаптируются к школьным реалиям, успешнее учатся и вообще в целом их нервная система более устойчива к нагрузкам. Чем дольше вы сохраняете дневной сон у ребёнка, тем лучше.
  4. Ограничение экранного времени. Сколько ни говорится о вреде гаджетов, об их негативном влиянии на мозг человека (и взрослых, и детей), о необходимости ограничения экранного времени, но по-прежнему все перемены в школах дети проводят в своих телефонах, да и домашний досуг зачастую связан с электронными устройствами. Для деток, склонных к гиперактивности, это особенно критично. Их и так возбуждённый мозг просто накаляется от компьютерных игр и роликов на YouTube, они окончательно теряют самоконтроль, спокойный сон и возможность концентрировать внимание на по-настоящему важных вещах. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют родители! Ограничьте экранное время дома, контролируйте этот вопрос сами (дети пока не в состоянии делать это), примите на родительском совете твёрдое решение о запрете использования гаджетов в школе.

Почему важны отношения в семье?

Но самое главное – это ваши отношения с ребёнком. В системе ценностей они должны занимать первое место.

Что бы ни случилось, как бы ни было вам неловко за поведение ребёнка, помните: дело в незрелости его мозга. Он ничего не делает специально, чтобы насолить вам.

Это эмоции, хлещущие через край, заставляют его кричать, разбрасывать игрушки, дрыгаться и пинаться. В этот момент он нуждается в помощи как никогда. 

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

Для начала взрослому нужно справиться со своими эмоциями и не срываться на крик. Уже потом, вспомнив, кто тут взрослый, и взяв ответственность за ситуацию на себя, родитель может увести ребёнка из людного места, прижать к себе и помочь успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать и отчитывать детей при посторонних людях.

Всегда будьте на стороне своего ребёнка! Уже потом, когда он успокоится, можно обсудить неприятную ситуацию, договориться о действиях, которые помогут предотвратить подобное в следующий раз. Не забывайте, только тёплые, надёжные отношения с родителями дают мозгу ребёнка покой и уверенность.

Только из таких взаимоотношений возможно его развитие.

Исследования подтвердили, что улучшение микроклимата в семье, потепление взаимоотношений между детьми и родителями помогает снять часть симптомов гиперактивности без применения каких-либо медикаментов.

Также взрослые должны помочь ребёнку построить взаимоотношения с окружающими. С активными детками сложно, и конечно, воспитатели, няни, учителя будут жаловаться на их поведение.

Будьте с ними в контакте: сочувственно выслушивайте и делитесь своими тревогами о ребёнке, рассказывайте о его сильных и слабых сторонах, о его увлечениях и предпочтениях. Знакомьте их со своим ребёнком.

Эти люди играют важную роль в воспитании наших детей, и здорово, если мы с ними в контакте, а не в конфронтации.

Всему своё время! Школе тоже

Часто родители отдают детей в школу, не дождавшись семи лет, опасаясь, что ребёнок упустит что-то важное, если придёт учиться на год позже.

Для деток, склонных к гиперактивности, столь раннее поступление в школу может быть критично.

Их мозг ещё не готов к школьной системе обучения, к необходимости концентрировать внимание, высиживать спокойно несколько уроков, работать с неинтересным материалом. 

Проблемы с гиперактивностью, скорее всего, только обострятся, тем более с добавлением, кроме всего прочего, жалоб и недовольства учителей.

У нас есть возможность создать лучшие условия для своих детей, отложив ненадолго обучение и подобрав максимально бережную среду: небольшой коллектив и безоценочное отношение. Это поможет избежать поведенческих проблем.

Давая мозгу ребёнка дозреть, мы облегчаем жизнь не только своему чаду, но и себе.

В завершение хочу сказать: не стесняйтесь своего ребёнка. Верьте в своё дитя, в его жизненную силу и способности. В современном мире ценятся активность и кипучая энергия. Возможно, когда-нибудь качества характера, которые сегодня доставляют вам столько неудобств и неприятностей, помогут вашему ребёнку покорить не одну вершину!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Фото depositphotos.com 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

СДВГ: признаки, лечение. Какие ошибки совершают родители. Объясняет детский психиатр

Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру…Знакомо? Вместе с детским психиатром нашей клиники Ириной Лабутьевой поговорили о том, как распознать и лечить синдром гиперактивности. А также, о том, какие ошибки совершают родители гиперактивных детей.

Возможно вам будет интересно:  Тромбофлебит глубоких вен нижних конечностей

Что такое и с чем путают СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

  • Нарушение концентрации внимания
  • Неусидчивость, избыточная подвижность
  • Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
  • СДВГ является врожденным состоянием.
  • Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.
  • Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

Расстройства обучения– это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни.

А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать.

Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.

Расстройства настроения– это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.

  1. Тревожные расстройствахарактеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
  2. Подробнее о тревожном расстройстве мы писали здесь.
  3. СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
  4. Выделяют три формы СДВГ:
  1. Преобладает нарушение концентрации внимания
  2. Преобладает гиперактивность
  3. Смешанная форма

По каким признакам можно определить СДВГ

Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:

О природе этих процессов мы поговорим в следующем разделе, а пока давайте рассмотрим признаки СДВГ, которые можно заметить у своего ребенка и обратиться за помощью к врачу.

Источник: Яндекс

Согласно DSM-5, критерии постановки диагноза СДВГ делятся на два направления:

  • Признаки нарушения концентрации внимания: ребенок делает много ошибок в домашней работе, не может долго читать или слушать кого-то, избегает выполнения заданий, требующих терпения и скрупулезности, часто теряет свои вещи, не умеет составлять план действий и т.д.
  • Признаки гиперактивности: ёрзает на месте, болтает руками или постоянно играет с предметами, во время урока может встать и начать ходить по классу; ребенок необычайно разговорчив, часто вторгается в чужие разговоры, выкрикивает ответы, прежде чем собеседник закончил свой вопрос, и т.д.

Из практики врача:

На прием пришла семья с гиперактивным ребенком. Ребенок часто вмешивался в разговоры взрослых, отвечал вопросом на вопрос. Он всегда был очень нетерпеливым: не мог сосредоточиться на учебе, не мог выдерживать тайминг выполнения домашних заданий – через 5 минут вставал из-за стола и убегал играть.

В классе все время ёрзал на стуле, был очень неусидчивым. У него был хорошо развитый интеллект, но успеваемость низкая.Из-за этих особенностей поведения у ребенка произошло нарушение адаптации среди детей и в семье.Впоследствии появились изменения психики, которые можно было вовремя скорректировать, но родители этого не сделали.

Подробнее о признаках СДВГ мы писали здесь.

Как устроен мозг при СДВГ

СДВГ не является органической патологией. Органическая патология – это изменения мозга, связанные с повреждением и гибелью нейронов. При СДВГ наблюдаются функциональные изменения работы мозга.

Основное звено, отличающееся от нормы, — это усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина.

Они вырабатываются в определенных участках мозга и служат для передачи электрических импульсов между нейронами через специальные каналы – синапсы.

Источник: Яндекс

За проявления СДВГ отвечают 4 области мозга:

  • префронтальная кора
  • базальные ганглии
  • лимбическая система
  • ретикулярная формация.

Источник: Яндекс

При СДВГ в перечисленных отделах существуют нейроны, усиленно вырабатывающие норадреналин. Это приводит к усиленной активации этих структур и соответствующим эффектам: бурному эмоциональному ответу, избыточной двигательной активности, тревожности и т.д.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Основная ошибка – родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребенка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет ребенку купировать симптомы СДВГ.

Необходима психотерапия, в частных случаях – семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.

Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

Еще одна ошибка родителей – агрессия по отношению к ребенку.

Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, — родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие.

Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

Подробнее об этих и других ошибках воспитания мы писали здесь.

Источник: Яндекс

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Источник: Яндекс

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Источник: Яндекс

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Подробнее о том, как не вырастить инфантильную личность, мы писали здесь.

Как вести себя родителям

Правила достаточно простые:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами
  • Обращайте внимание на собственную мимику – во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка
  • Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, — тогда в следующий раз он не откажется от работы.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.

Из практики доктора:

Мама пришла с работы, уставшая. Ребенок не слушается ее, отказывается делать домашнюю работу. Он неусидчив, мать сажает его за письменный стол, а он через 5 минут убегает играть.Конечно, мать начинает злиться.

Раздражение переходит в крики, насилие…В данном случае нужна была семейная психотерапия – для того, чтобы научить родителей грамотно воспринимать заболевание своего ребенка, его особенности.

В здоровой среде ребенок выздоравливает.

Как ставят диагноз

Согласно DSM-5, диагноз СДВГ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев (см. симптомы), наблюдаемых постоянно в течение более полугода.

Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, смена окружения, появление нагрузок – и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.

Диагноз ставит врач-психиатр!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Возможно вам будет интересно:  Синдром хронической усталости - причины, симптомы, как лечить

Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

  • Ориентация в пространстве и времени
  • Способность концентрировать внимание
  • Умение приводить логичные аргументы
  • Память
  • Способность строить умозаключения
  • Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статусребенка. При этом исследуют:

  • Наличие сознания
  • Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
  • Качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Лечение СДВГ

Источник: Яндекс

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Из практики врача:

На прием пришла семья. Ребенок через 5 минут после начала сеанса бросился к игрушкам, тут же раскидал их. Он не мог надолго сосредоточиться ни на одном занятии: стал обнимать врача, хватать чужие вещи без спроса, все время перебивал взрослых.

Были выписаны медикаменты и психологическое сопровождение. Через 3 месяца у ребенка улучшилась концентрация внимания, прошла импульсивность, наладилась адаптация в коллективе.

Ребенок стал лучше учиться, его поведение нормализовалось, и прекратились конфликты.

Прогноз при СДВГ

  • Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.
  • Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации.
  • Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.
  • Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.
  • У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

Источник: Яндекс

В чем это выражается:

  • Трудности с концентрацией внимания
  • Нетерпеливость
  • Неспособность сидеть на месте без каких-либо движений
  • Сложности в планировании событий
  • Трудности в личных отношениях

Если вы узнали себя или своего ребенка в описанных симптомах, обратитесь к врачу-психиатру. Вы можете записаться на прием к специалисту нашей клиники прямо сейчас.

Другие статьи по теме:

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач

Как лечить молчание (психогенный мутизм) у ребёнка: рассказывает психиатр

Как распознать детскую шизофрению? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: причины и симптомы, лечение. Советы по воспитанию

В каждом детском коллективе есть хотя бы один ребенок, который постоянно норовит обидеть других, грубит воспитателям и учителям, терроризирует окружающих. В итоге у него нет друзей, его не привлекают обычные детские игры и занятия.

Таких детей нередко называют «трудными». Родители сами не могут понять, почему их ребенок неуправляем и агрессивен. С ним и дома трудно сладить.

Врачи-психологи советуют, прежде всего, обследовать такого ребенка на наличие у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности для проведения коррекции поведения.

Что такое СДВГ

Существует категория детей, которые отличаются повышенной нервной возбудимостью, импульсивностью, непослушанием, агрессивностью по отношению к окружающим людям.

Иногда даже родители сомневаются, является такое поведение особенностью характера или ребенок психически нездоров. Их сомнения небезосновательны.

Действительно, так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности является относительно распространенным неврологическим расстройством, которое отражается на поведении ребенка.

Такое отклонение встречается примерно у 5% детей. Признаки становятся явно заметными примерно в возрасте 5-6 лет. Когда ребенок идет в школу, появляется необходимость приспосабливаться к определенным правилам, сосредотачивать внимание на малоинтересных для него занятиях.

Это вызывает негативную реакцию, что отражается на поведении. Причем такие дети настолько импульсивны, что не могут контролировать свои действия, хотя отлично понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Их ругают учителя, избегают другие дети.

Родители, как ни стараются, не могут справиться с негативными и даже опасными последствиями их поведения.

СДВГ примерно в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Важно вовремя понять, что не так с ребенком, осознать, что его поведение – это не издержки воспитания, а болезнь. Существуют эффективные способы лечения таких пациентов и коррекции их поведения с помощью медицинских препаратов.

У взрослого человека, страдающего этим синдромом, также существуют проблемы с поведением, внимательностью и общением с людьми. Однако, как правило, они не столь значительны, как в детстве, и с отклонениями в поведении зачастую можно мириться.

Различают три типа СДВГ: синдром дефицита внимательности, синдром гиперактивности и смешанное заболевание.

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Симптомы и признаки СДВГ

Симптомы болезни, а также степень их проявления зависят от возраста ребенка, связаны с условиями, в которых он проживает.

Признаки у грудного малыша

Первые признаки наличия у малыша СДВГ можно заметить еще в первые месяцы жизни. Грудной малыш хаотично и часто машет ручками, сгибает и разгибает ноги. Он беспокоен и капризен во время еды. Младенец плохо засыпает, мало спит, просыпается и вздрагивает от малейшего звука, его трудно успокоить, когда он плачет. Во время и после еды часто срыгивает.

Симптомы СДВГ у дошкольника

Если со временем повышенная возбудимость не исчезает, то о развитии СДВГ у малыша-дошкольника говорят следующие особенности поведения:

  1. Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, размахивает конечностями, крутит головой).
  2. Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры.
  3. Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, так как он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствия от спокойных занятий.
  4. Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, ему быстро все надоедает.
  5. Поскольку мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть окружающих, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.

Несмотря на то что у малыша имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствия интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова.

Возможно вам будет интересно:  Все о кормлении грудью - правила грудного вскармливания, механизм образования молока, сцеживание молока, трещины сосков, диета и гигиена кормящей матери

Нередко проявляются и физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, а также непроизвольное мочеиспускание и дефекация). У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.

Проявления синдрома у школьника

Поскольку умственное отставание от сверстников прогрессирует, у школьника, страдающего СДВГ, появляется еще больше проблем в учебе и общении с людьми. Проявления болезни могут стать опасными. Любит драться не только в школе, но и нападает на мать, отца, бабушку с дедушкой. Может ударить учителя или врача, отличается жестокостью, склонен к садизму.

Вскакивает и ходит по классу во время урока, не терпит замечаний, не реагирует на них. Не желая учиться сам, мешает другим детям, подбивает их к неповиновению учителю, запугивает, срывает уроки.

Ребенок болтлив, но не способен к диалогу, не «слышит» слов окружающих, перебивает и проявляет излишнюю эмоциональность. Не дослушав вопроса, бездумно выкрикивает ответ. Если поведение маленького ребенка еще может вызывать недоумение, а диагноз СДВГ способен поставить только врач, то у школьника подобные симптомы явно говорят о неврологической патологии, и диагноз сомнений не вызывает.

В зависимости от типа СДВГ, возникающего у детей, признаки заболевания отличаются: преобладает либо умственное отставание (дефицит внимательности), либо физическая сверхактивность. При смешанной форме заболевания наблюдается и то, и другое.

Симптомы СДВГ у подростка

В возрасте 13-15 лет проявления болезни становятся не так заметны, подросток становится менее импульсивным и раздражительным. У него в характере появляются новые черты: тревожность, озабоченность. Он суетлив, постоянно находит себе какое-либо важное дело, но до конца ничего довести не может, из-за этого ожесточается.

У него низкая самооценка. Конфликты с окружающими, насмешки одноклассников могут привести к суициду, особенно если подросток чувствует себя лишним в семье. Для таких детей не существует авторитетов, они грубят взрослым. У них отсутствует способность к принятию самостоятельных решений и чувство ответственности. Они, как правило, не испытывают страха перед опасностью.

Последствия СДВГ

Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка развития речи и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков чтения, письма, выполнения простых заданий. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников. Он постоянно сталкивается с осуждением окружающих. Пытается «мстить»: берет и портит чужие вещи, неадекватно реагирует на замечания.

Из-за отсутствия естественного чувства страха и неспособности контролировать свои действия гиперактивные дети чаще попадают в опасные ситуации, получают травмы. Подросток может совершить преступление, так как у него прогрессируют такие черты характера, как хитрость и жестокость. Появляется склонность к курению, алкоголизму, приему наркотиков.

Если уголовных наклонностей у взрослого человека с таким отклонением нет, то предположить наличие у него СДВГ можно, если он склонен к конфликтам, резким вспышкам гнева, пренебрегает данными обещаниями, не способен выслушать собеседника.

Диагностика СДВГ

Если подобные признаки нарушения умственного и психического развития наблюдаются у детей, необходимо поставить точный диагноз, чтобы знать, какая медицинская или психологическая помощь им нужна.

Устранить неврологическую патологию полностью невозможно, но современные медикаментозные средства и психологические приемы помогают сгладить наиболее острые симптомы.

Лечение помогает детям «перерасти» опасный возраст и впоследствии адаптироваться к нормальной взрослой жизни.

Для того чтобы распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности, родители должны показать ребенка психологу, неврологу или детскому психиатру. Можно обратиться также к семейному врачу. Психолог объяснит некоторые особенности поведения ребенка и даст совет, как наладить с ним отношения. Невролог и психиатр назначат необходимое лечение и смогут контролировать состояние юного пациента.

Диагноз СДВГ ставится только в том случае, когда симптомы гиперактивности и невнимательности наблюдаются у детей на протяжении не менее 6 месяцев.

При этом врач учитывает, как они ведут себя в обычной обстановке (дома, в школе, при общении с близкими людьми, сверстниками, учителями). Используется специальная шкала для оценки отклонений от общепринятых норм поведения.

Учитывается также наличие генетического фактора развития подобного синдрома.

По результатам тестов может быть отдельно поставлен диагноз «Синдром невнимательности», «Синдром гиперактивности» или «СДВГ».

При этом должны быть обнаружены проявления не менее 6 из симптомов, свидетельствующих о дефиците внимания, импульсивности и чрезмерной активности.

К ним, например, относятся агрессивность и неуемное стремление к лидерству, бесцеремонное и грубое поведение в классе, неспособность к умственной деятельности, постоянное переключение внимания, неспособность сосредоточиться, суетливость в движениях и другие.

Дополнительно могут быть назначены УЗИ, КТ или МРТ головного мозга для обнаружения возможных патологий.

Лечение при СДВГ

При лечении используются медикаментозные средства, проводится психотерапия для коррекции поведения ребенка. Назначается специальная диета. Гиперактивному ребенку не рекомендуется пить крепкий чай или кофе, употреблять шоколад, а также острую пищу. Подростков следует ограждать от употребления пива и других спиртных напитков.

Назначаются такие медикаментозные препараты, как Церебролизин, Пантогам, Кортексин, Метилфенидат, Пирацетам. Их действие направлено на улучшение обмена веществ и питания мозга, повышение устойчивости нервных клеток к воздействию негативных факторов.

Благодаря использованию этих препаратов у пациента, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности, улучшается память, активизируются умственные способности, повышается настроение.

Такие препараты употребляются только по назначению врача и в строго индивидуальных дозах. Особая осторожность требуется при лечении детей моложе 6 лет, так как препараты могут вызывать аллергическую реакцию и привыкание.

Их использование часто ведет к нарушению сна и ухудшению аппетита у малышей.

Назначаются также успокаивающие средства, в том числе и народные (настои мяты, женьшеня, сосновых почек, валерианы, пустырника, зверобоя). Кроме психотерапии, благотворное действие на нервную систему детей оказывает массаж головы, а также шеи в области воротниковой зоны, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе.

Рекомендации родителям

Родители могут корректировать проявления СДВГ у малыша, соблюдая некоторые правила:

  • за любой хороший поступок надо его хвалить, по возможности исполнять простые детские желания, а также обязательно выполнять свои обещания;
  • требования должны быть соизмеримы с возрастом и способностями ребенка, в отношениях с ним недопустима категоричность;
  • важно принимать активное участие в совместных мероприятиях и играх с детьми;
  • необходимо ограждать ребенка с повышенной нервной возбудимостью от посещения многолюдных мест, он не должен переутомляться;
  • ребенка нельзя унижать, разговаривать с ним грубо, подчеркивая его проступки;
  • следует спокойно объяснять ему, в чем конкретно он провинился, не нужно делать обобщений типа: «ты никогда не делаешь того, о чем я тебя прошу…».

Для того чтобы развивать у малыша чувство ответственности и способность контролировать свои действия, ему необходимо давать несложные, но важные поручения, не забывая при этом каждый раз его хвалить, чтобы он чувствовал свою успешность. Например, ему можно доверить покупку хлеба в магазине, уход за комнатными цветами.

Поручения должны быть совершенно конкретными. Если сказать малышу: «Убери в своей комнате», он не сможет действовать последовательно и устранить беспорядок.

Ему требуются более конкретные указания: «Положи игрушки в эту коробку», «А теперь поставь на полку книжки» и т. д. При этом надо проявить максимум терпения, снисходительности и доброжелательности.

Нельзя кричать на малыша и спорить с ним, провоцируя на упрямство и истерику.

Ребенку с СДВГ нельзя подолгу сидеть перед телевизором, играть в компьютерные игры. Необходимо приучать его к соблюдению режима дня (желательно, личным примером). Если малыш будет ложиться спать и просыпаться, а также принимать пищу в одно и то же время, это дисциплинирует его, стимулирует развитие внимания.

В отношениях с гиперактивными и импульсивными детьми родители должны проявлять твердость и настойчивость, не путая эти понятия с грубостью и насилием. Малышу нужно объяснять, как можно делать и как нельзя. Не следует постоянно ставить ему в пример других детей, подчеркивая, что он не такой, как все.

Не следует ждать от ребенка, страдающего подобным заболеванием, больших успехов в учебе, ругать его за плохие отметки. Но если у него проявляются способности к каким-то определенным занятиям, необходимо стараться их развивать, поощряя ребенка похвалой.

Гиперактивному ребенку полезно заниматься физкультурой и спортом. При этом следует избегать азартных спортивных игр, а также бокса, карате и других видов спорта, развивающих агрессивность. Рекомендуются занятия плаваньем, гимнастикой, легкой атлетикой.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*