Люди с аутизмом лучше узнают предметы

Люди с аутизмом лучше узнают предметыДо недавнего времени расстройства аутистического спектра считались редким, практически уникальным явлением, именно поэтому их своевременной диагностике и коррекции не уделялось должного внимания. И только сравнительно недавно после тщательного анализа тысяч клинических случаев психических нарушений у детей и взрослых специалисты пришли к выводу, что аутизм — вовсе не такой редкий синдром. Были разработаны соответствующие тесты и диагностические протоколы, ведется активная работа по внедрению программ социализации больных с подобным диагнозом. Но сейчас все чаще доктора сталкиваются с такой формой болезни как скрытый аутизм, который протекает практически бессимптомно, и его может выявить только опытный квалифицированный психиатр по отдельным нарушениям поведения и эмоциональной сферы.

Причины заболевания

Раньше специалисты были убеждены, что аутистические нарушения являются следствием проблем в семье, равнодушия, холодности и отстраненности со стороны родителей, психотравмы в раннем детстве. Однако теория эндогенной этиологии скрытого аутизма (как, к слову, и других форм этого расстройства) не нашла подтверждения.

Сейчас не подлежит сомнению, что недуг является следствием или одного, или сочетанием следующих факторов:
Люди с аутизмом лучше узнают предметы

  • наследственная предрасположенность;
  • генетические (хромосомные) патологии;
  • дефекты внутриутробного развития центральной нервной системы (как правило, это несоблюдение будущей матерью диеты, рекомендаций врача относительно образа жизни, перенесенные вирусные инфекции, действие токсинов и др.);
  • родовые травмы, нейротоксические заболевания или органическое поражение ЦНС в раннем послеродовом периоде;
  • экологическая ситуация.

Согласно статистике, патология чаще возникает у мальчиков, у девочек скрытый аутизм практически не встречается — подобного рода расстройства протекает у них гораздо тяжелее, с выраженными признаками тяжелой умственной отсталости.

Симптомы скрытой формы аутизма

Из-за «стертой» клинической картины у детей такую патологию развития диагностируют далеко не всегда. Даже в уже более позднем возрасте не так просто заметить характерные для синдрома отклонения в поведении и манере общения.

Доктора рекомендует обратить внимание на такие, не всегда заметные, скрытые симптомы аутизма. У детей до 1–1,5 лет это:Люди с аутизмом лучше узнают предметы

  • отсутствие оживления, улыбки при контакте с матерью;
  • бегающий взгляд;
  • при попытке взять ребенка на руки он проявляет пассивность;
  • стремление избежать объятий, телесного контакта;
  • отсутствие реакции на собственное имя (по мнению специалистов, это классический признак аутистических расстройств).

У ребенка старшего возраста скрытый аутизм может проявляться таким образом:

  • отсутствие потребности делиться положительными эмоциями;
  • преобладание в коммуникации жестов (например, вместо того, чтобы попросить взрослого достать игрушку, дети на нее показывают пальцем, или за руку подводят родителей к желаемому предмету);
  • стремление к одиночеству;
  • нервозность, ухудшение настроения при изменениях в окружающей обстановке (например, появление новых предметов интерьера) и/или распорядке дня.

Заподозрить скрытый аутизм у детей можно и по особенностям игры. Это монотонность (ребенок может часами переставлять кубики, элементы пирамидки и т.д.), желание все разложить по цвету (размеру, форме и т.д.).

Также типична ситуация, когда, например, вместо игры с машинкой ребенок интересуется только ее отдельными элементами: крутит колесо, открывает и закрывает дверцы.

При этом отсутствует желание играть со сверстниками или родителями.

Люди с аутизмом лучше узнают предметыУ взрослых признаки скрытого аутизма распознать еще сложнее. Как правило, такой человек стремится к уединению, избегает излишнего общения (не посещает вечеринки, корпоративы), при разговоре старается не встречаться глазами с собеседником. Типичны так называемые «стереотипии» — часто повторяющиеся, как будто автоматические жесты, движения руками. Возможны определенные пристрастия в еде, причем они могут формироваться еще с детского возраста. Например, человек постоянно употребляет в пищу одни и те же продукты, не приемлет никаких изменений в рационе.

Важно!

Только около 20% пациентов с аутистическим синдромом так и не начинают говорить, не способны понимать обращенную к ним речь, используют альтернативны варианты коммуникации (жесты, гримасы). Такие больные требуют постоянной поддержки и заботы.

При скрытом аутизме сохраняются все основные поведенческие навыки, интеллект, когнитивные функции. Конечно, могут быть определенные проблемы при посещении детского сада, школы, но обычно все они легко преодолимы при соответствующей коррекции.

Диагностика скрытого аутизма в центре «Лето»

Люди с аутизмом лучше узнают предметыДиагноз расстройств аутистического спектра ставят после профессионального наблюдения за поведением ребенка и выявления типичных для заболевания симптомов. Специалист играет или беседует с ним, расспрашивает близких о поведении в домашней обстановке и вне дома, об особенностях развития с рождения. Также просят заполнить специальные анкеты и опросники.

Диагностика недуга у взрослых отличается незначительно. Психотерапевт общается с пациентом, анализирует ответы на вопросы о взаимоотношениях в коллективе, с противоположным полом. Большое значение имеет мимика, жесты, стиль разговора и общения в целом.

Важно!

Каких-либо инструментальных или лабораторных методов, которые могли бы подтвердить диагноз «скрытый аутизм», на сегодняшний день не существует.

Коррекция скрытого аутизма

Помимо работы непосредственно с ребенком, психолог консультирует и членов семьи. Часто родители испытывают чувство вины, что в свое время они «не доглядели», «не досмотрели» и т.д.

Однако дальнейшее лечение и коррекционная работа возможна только в том случае, если близкие пациента осознают, что скрытый аутизм — не вина бабушек, дедушек, матери, отца и тем более ребенка.

Люди с аутизмом лучше узнают предметыЛечение расстройства требует индивидуального подхода, универсальных методов терапии попросту не существует, есть только общие рекомендации. Огромное значение имеет личный контакт и доверительные отношения между врачом и пациентам. Как правило, дети и взрослые, страдающие от скрытой формы аутизма, обладают достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, стремятся к получению новых знаний. Нередко они проявляют недюжинный талант в биологии, изучении иностранных языков, искусстве, точных науках.

При работе со взрослыми доктора клиники «Лето» применяют разнообразные методики психотерапии, при лечении детей используют техники арт-терапии, обучения и коррекции поведения в ходе ролевых игр.

Пациенты с таким диагнозом очень чувствительны к любого рода переменам. В раннем возрасте это, прежде всего, опыт общения в детском коллективе.

Если игры, например, во дворе, но рядом с матерью, воспринимаются относительно нормально, посещение садика или начальной школы может превратиться в серьезный стресс. Да и в более позднем возрасте риск обострения сохраняется при поступлении в ВУЗ, смене работы и т.

д. Поэтому людям (независимо от возраста) со скрытым аутизмом нужны регулярные занятия с коррекционным психологом.

Учитывая психоэмоциональные особенности таких больных, мы рекомендуем провести первичную консультацию врача в привычных для пациента домашних условиях, впоследствии возможен (но не обязателен) переход на амбулаторное лечение. Задать все интересующие вас вопросы, вызвать психотерапевта можно по телефону 8(969)060-93-93.

Первичная консультация для будущих пациентов и их родственников в нашем Центре психического здоровья “Лето” проводится абсолютно БЕСПЛАТНО.

Несмотря на то, что лечение платно, мы делаем все от нас зависящее, чтобы услуги были доступны большинству нуждающихся.

Вы можете обратиться в любой время дня и ночи, работаем 24/7

Её можно пройти на дому, амбулаторно или в стационаре.

В случае необходимости, мы введем необходимые препараты на дому или сами осуществим доставку больного в клинику.

О возникших у вас проблемах узнают только те, кому вы скажете сами.

Мы придерживаемся международных протоколов лечения в психиатрической клинике.

Кошель Наталья Александровна

Врач психиатр-нарколог

Аутизм

Люди с аутизмом лучше узнают предметы

Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. 

О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок – аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес.

, ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека.

К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц – два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно.

Возможно вам будет интересно:  Кариес – лечение и профилактика. кариес молочных зубов. причины, симптомы и диагностика кариеса

С детьми – аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик.

Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети – аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он»- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии – бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Несмотря на то, что дети – аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Родители, которые имеют детей – аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана.

Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так.

Среди детей – аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей, помочь им найти контакт с внешним миром.

Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка.

Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

Несколько рекомендаций для родителей:

  • ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;
  • режим, дети – аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
  • необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
  • необходимо научить ребенка слову «стоп». Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово «стоп», это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать «Стоп», со временем он поймет, чего от него добиваются;
  • аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом;
  • не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день:
  • необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;
  • желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
  • большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь «тайный» уголок – место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать;
  • необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
  • дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;
  • необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;
  • найдите хорошего врача – психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;
  • важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который дествительно индивидуально подходит ребенку;
  • дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка;
  • дети, страдающие аутизмом, часто имеют недостаток цинка и избыток меди. Необходимо регулярно исследовать кровь ребенка на определение уровня минералов и, при необходимости, давать минеральные добавки;
  • хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

  1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: » Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать «пора спать» и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».
  2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
  3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
  4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
  5. Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
  6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
  7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
  8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
  9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
  10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.
Возможно вам будет интересно:  Анорексия - причины, диагностика и эффективное лечение болезни

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой…

Рекомендации по организации режима дня.

  1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Используйте при этом обычные слова, движения и действия, оставайтесь естественны. Это поможет ребенку осмыслить происходящее, чувствовать себя комфортно в рамках повседневной жизни.
  2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. В этом может помочь самодельная книжка – раскладушка, сделанная из картинок, нарисованных вместе с ребенком и отражающая основные режимные моменты (просыпание, умывание, одевание, завтрак, прогулка, отдых и др. Все картинки обязательно подписываются печатными буквами. В качестве расписания можно использовать фотографии ребенка за разными занятиями.

О клинике

Люди с аутизмом лучше узнают предметы

Интервью: люди с аутизмом видят мир иначе — BBC News Русская служба

1 апреля 2017

Люди с аутизмом лучше узнают предметы

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Вылечить аутизм нельзя, но приспособиться к этому нарушению развитию и научиться с ним жить, можно

Аутизм — не до конца изученное расстройство. В преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля мы обратились к нашим читателям с просьбой задавать нам вопросы про аутизм, которые их волнуют.

Люди с аутизмом очень разные. У некоторых из них встречаются неординарные способности и фантастическая память, у других — выраженные трудности с общением и обучением.

На вопросы читателей о причинах аутизма и о связанных с этим расстройством мифах отвечают клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня, эксперты Фонда «Обнаженные сердца». Поговорила с экспертами корреспондент Русской службы Би-би-си Ксения Гогитидзе.

Аутизм не болезнь

Когда медицинская наука выделила аутизм как заболевание? Болезнь ли это?

Аутизм не заболевание, а состояние или расстройство развития, имеющее биологическую природу. Им нельзя заболеть и его нельзя вылечить. С этим нарушением развития человек рождается, живет и доживает до старости.

Можно сделать так, чтобы аутизм не мешал жить человеку, но от него нельзя излечиться, по крайней мере, на сегодняшний день.

Из-за того, что их публикации были разделены языковым барьером и границами, долгое время считалось, что есть два разных аутизма — «Каннеровский аутизм» и «синдром Аспергера».

На самом деле, как показывают исследования, существует много «аутизмов», а люди с этим расстройством очень разные. Есть люди с аутизмом и выдающимися способностями, а есть люди — с выраженными трудностями в обучении — и все это аутизм.

Автор фото, Science Photo Library

Подпись к фото,

Люди с аутизмом несколько иначе обрабатывают информацию, поэтому можно сказать, что они по-другому воспринимают мир

Поэтому ученые говорят о целой группе нарушений, а все похожие состояния называют «расстройствами аутистического спектра». (далее — «аутизм»)

Когда ставить диагноз? Как понять, что у ребенка расстройство?

Специального анализа на аутизм не существует, а диагноз ставится на основании наблюдений за поведением ребенка.

Согласно принятой в наши дни Международной классификации болезней (МКБ-10), аутизм не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, состояние, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать.

Чтобы понять, есть ли основания говорить об аутизме в том или ином конкретном случае, следует обратить внимание на комплекс симптомов, известный как «триада аутизма».

Главные поведенческие проблемы, которые могут быть у ребенка и которые непосредственно связаны с аутизмом —

  • нарушения коммуникации
  • нарушения социального взаимодействия
  • ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересы и занятия

То есть, у людей с аутизмом бывают проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, они иногда повторяют одну и ту же последовательность действий, не любят изменений в распорядке дня, не умеют притворяться и предпочитают играть в одиночестве.

Аутизм в объективе: один день Ильи

Ребенок с аутизмом порой не пользуется указательным жестом, чтобы показать свой интерес к чему-то, а вместо того, чтобы что-то сказать, повторяет услышанные слова и фразы.

Стоит помнить, однако, что аутизм как достаточно непростой поведенческий диагноз не может быть поставлен при наблюдении только за одним параметром: смотрит/не смотрит в глаза, говорит/не говорит.

Автор фото, Marla Brose/Zuma

Подпись к фото,

Социальная инклюзия и программы помощи — два главных принципа

Диагноз ставится только в тех случаях, когда проявления симптомов влияют на жизнь ребенка или взрослого и мешают ему общаться, учиться и развивать различные навыки.

Исследования показывают, что достаточно надежно возможно поставить диагноз с возраста полутора лет. Чем раньше поставить диагноз, тем выше шанс, что ребенок сможет впоследствии адаптироваться к своему состоянию.

Как следует называть людей с аутизмом и почему это важно?

Корректным считается говорить о человеке с аутизмом, а не об «аутисте». В данном случае мы придерживаемся принципа «сначала человек» (people first).

Корректная терминология невероятно важна для любого человека. То, как мы говорим о людях — определяет то, как мы к ним относимся.

Другие статьи из цикла «Жизнь с аутизмом» можно прочитатьздесь.

Мы в первую очередь должны видеть человека с его уникальными особенностями и потребностями, а только потом — его диагноз. И это помогает помнить о том, что люди с нарушениями развития имеют такие же права — жить в семье, учиться, играть, заниматься любимыми делами — как и все остальные люди.

Миф о гениальности

Правда ли, что люди с аутизмом — гении?

Это один из самых распространенных мифов об аутизме.

Повторимся, что люди с аутизмом разные. У некоторых — выдающиеся способности, но встречаются и те, у кого выраженные трудности в обучении. И все это — аутизм.

Но неверно считать, что все люди с аутизмом — гении, хотя некоторое количество людей с нарушениями действительно такими способностями обладает.

Неверна и точка зрения, согласно которой все они имеют когнитивные нарушения.

Аутизм — взгляд на мир с другого ракурса?

Люди с аутизмом несколько иначе обрабатывают информацию, поэтому можно сказать, что они по-другому воспринимают мир.

Некоторым из них это позволяет самовыражаться в искусстве и добиваться успехов в других областях.

При этом аутизм порой затрудняет понимание социальных ситуаций, намерений и чувств других людей. Это влияет на повседневное общение человека и его поведение.

Как выглядит мир глазами человека с аутизмом?

Некоторые взрослые люди с аутизмом говорят об особенностях их видения мира: они более остро воспринимают некоторые звуки и запахи.

Другие замечают детали, которые для других не особенно важны.

Им сложнее находиться в местах большого скопления людей (вокзалы, торговые центры, стадионы), правда, многие придумывают стратегии выхода из трудных ситуаций.

Подпись к фото,

Эксперты однозначно говорят — не обнаружено связей между вакцинацией и аутизмом

Как отличить ребенка с аутизмом и ребенка, отстающего в развитии, потому что родители им не занимались?

Прежде всего нужно помнить, что аутизм не возникает из-за недостаточной заботы родителей или других ухаживающих за ребенком взрослых. Это расстройство имеет биологический характер, а большинство детей с аутизмом развивает надежную привязанность к родителям.

Трудности у детей с аутизмом касаются того, как человек учится, общается, как мозг ребенка обрабатывает информацию. Они чаще всего заметны через 12 -18 месяцев после рождения.

Правда, с первого взгляда отличить ребенка с расстройствами аутистического спектра от ребенка, который живет в состоянии серьезной депривации (например, в доме ребенка или семье социального риска) порой нелегко.

Возможно вам будет интересно:  Анализ мочи по Нечипоренко

Некоторые маленькие дети, не получившие должной заботы, не инициируют контакт с людьми, не смотрят в сторону взрослого (как будто разочаровались в отношениях), отстают в развитии речи, привыкли успокаивать себя сами (раскачиваются, сосут пальцы и т.д.), не проявляют любопытства.

Специалисты называют подобные состояния нарушениями привязанности, однако сейчас понятно, что основная причина — не недостаток игрушек, а отсутствие близкого человека и частая смена ухаживающих за маленьким ребенком взрослых.

Подпись к фото,

Аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек

В отличие от аутизма, подобные симптомы носят временный характер и постепенно исчезают, когда о ребенке начинают заботиться, например, при переходе ребенка из специализированного учреждения в приемную семью.

Разрабатывается ли лекарство от аутизма?

Волшебной таблетки от аутизма нет. На сегодняшний день ни в одной стране мира не существует медикамента, который способен вылечить аутизм.

Тем не менее, есть медикаменты, которые помогают справляться с некоторыми сопутствующими состояниями, например, регулировать настроение, контролировать гиперактивность, бороться с депрессией и дефицитом внимания.

Существуют также программы помощи, ставящие себе целью нормализовать жизнь человека и включить его в общество. Одинаковой для всех программы поддержки не существует, важно учитывать особенности и реакции ребенка.

Исследования показывают, что рано начатые программы помощи, в которых участвует вся семья, приводят к хорошим результатам.

В США, например, еще 20-30 лет назад около 75% детей к началу школьного обучения (к 5 годам) говорили мало или совсем не говорили. На сегодняшний день с появлением эффективных программ помощи не говорят к пятилетнему возрасту лишь 25% детей.

Автор фото, SESAME WORKSHOP

Подпись к фото,

Важно менять отношение общества к людям с аутизмом. К героям сериала «Улица Сезам» недавно присоединилась Джулия, которая ведет себя, как ребенок с аутизмом

Возможно ли полностью избавиться от аутизма?

Если с ребенком начать заниматься рано, можно добиться впечатляющих результатов.

Как показывают последние исследования, у небольшой группы детей (около 10%), получивших раннюю помощь, в дальнейшем вовсе не проявляется поведенческих особенностей, которые являются основанием для постановки диагноза «аутизм».

Это недавно полученные данные, которые требуют дальнейшего изучения.

У большинства же детей симптомы, на основании которых был поставлен диагноз, сохраняются всю жизнь, но программа помощи может скорректировать поведение человека и улучшить его жизнь в обществе.

Про причины

В чем причины аутизма? В результате чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом? Можно ли как-то снизить риски этого?

На сегодняшний день причина аутизма все еще не понятна. Исследования показывают, что существует ряд факторов риска.

  • возраст родителей
  • наличие в семье других детей с нарушениями развития
  • прием некоторых медикаментов во время беременности
  • недоношенность
  • аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек

В последнее время все чаще говорят, что загрязнение окружающей среды может рассматриваться как один из факторов риска, но пока это не полностью подтвержденные исследованиями гипотезы.

Известно также, что при некоторых генетических синдромах (х-ломкая хромосома, синдром Ретта, синдром Дауна) вероятность аутизма выше.

Подпись к видео,

«Неловкие вопросы»: люди с инвалидностью

Может ли аутизм развиться после проведения прививки паротита?

Точная причина аутизма до сих пор не известна, однако связь его и прививок — это пожалуй наиболее хорошо изученная тема.

Огромное количество исследований, проведенное в разных странах на очень больших выборках людей, уверенно показывает отсутствие какой-либо связи между вакцинацией и аутизмом.

Не обнаружено связи между типом прививки, возрастом, в котором проводилась вакцинация, количеством вакцин и аутизмом.

С чем связан рост количества детей с аутизмом?

Подпись к фото,

Появление аутизма не зависит от типа кормления

Во всем мире пытаются понять, почему наблюдается увеличение количества людей с расстройствами аутистического спектра.

Одно из объяснений — улучшение диагностики (более четкие критерии постановки диагноза, пересмотр ранее поставленных диагнозов).

Это может частично объяснить рост количества диагнозов. Проводятся исследования с целью определения факторов риска развития аутизма в зависимости от факторов окружающей среды, но пока никаких однозначных данных не получено.

Про социальную адаптацию

Как адаптировать человека с аутизмом к профессиональной жизни?

Успешность в профессии часто зависит от социальных навыков, которые не развиты у людей с аутизмом. Поэтому им необходимо профессиональное сопровождение и помощь, особенно в начале работы.

Люди с аутизмом могут быть прекрасными работниками. Их особенности — внимание к деталям, увлеченность, дисциплина — могут быть преимуществом на работе, требующей высокой концентрации внимания.

Как общаться с ребенком с аутизмом в компании друзей, нужно ли проявлять активность, задавать вопросы, вовлекать в игру? Как общаться с ребенком посторонним людям? Что можно делать и чего нельзя?

Существуют специальные программы, направленные на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры со сверстниками.

Его учат вступать в диалог и поддерживать его, придерживаться правил в игре, отказываться от того, что неприятно.

Программы предусматривают и обучение людей, которые окружают ребенка — и детей, и взрослых.

Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать инициативу. Лучше избегать длинных предложений и фразеологизмов.

Возможно ли, чтобы дети с аутизмом учились в обычных школах?

Немало детей с аутизмом обучаются в обычных школах по самым обычным программам.

Некоторым нужна лишь небольшая адаптация школьной программы, например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен.

Подпись к фото,

Чем раньше начать программу помощи детям с аутизмом, тем выше результаты

На сегодняшний день специалисты в области детского развития в один голос говорят, что для нормальной жизни ребенка с особенностями развития ему необходимо общаться с обычными сверстниками и учиться вместе с ними.

Уровень инклюзивного образования может отличаться. Например, дети с аутизмом в сочетании с трудностями обучения могут изучать отдельные предметы в специальном классе, а на других предметах (физкультура, музыка, любимые предметы, дисциплины, которые даются легче) быть среди обычных сверстников.

Очень важно, чтобы дети находились вместе на переменах, в столовой, видели друг друга и привыкали.

Ведь после окончания школы ребенок с нарушениями будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе.

Автор фото, Science Photo Library

Подпись к фото,

Трудности, которые ассоциируются с аутизмом, чаще всего становятся заметными у ребенка в возрасте после 12 -18 месяцев.

Передается ли аутизм по наследству?

Аутизм имеет генетическую природу, но точная причина расстройства пока не известна.

Как показывают исследования, вероятность, что в семье с особенностями развития родится ребенок с расстройством, выше. Но это не четкая корреляция, а всего лишь некоторое повышение риска.

Генетическое консультирование при планировании семьи может помочь при выявлении риска многих генетических синдромов, но в случае с аутизмом пока никаких конкретных рекомендаций дать нельзя.

Если не выявляется никаких сопутствующих генетических состояний, вероятность рождения типично развивающегося ребенка выше, нежели риск рождения ребенка с аутизмом.

Все сведения, содержащиеся в этой статье, предназначены только для общей информации и не должны рассматриваться в качестве замены медицинских советов вашего лечащего врача или любого другого профессионала из сферы здравоохранения.

Би-би-си не несет ответственности и не может быть привлечена к таковой за содержание внешних интернет-сайтов, упомянутых в этом материале. Она также не призывает к использованию каких-либо коммерческих продуктов или услуг, упоминаемых или рекомендуемых на любом из этих сайтов.

Всегда обращайтесь к вашему лечащему врачу, если у вас возникают какие бы то ни было опасения по поводу вашего здоровья.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*