Болен или здоров – определяем по типу характера. Нормы психического здоровья – акцентуации характера

  • Психическое здоровье
  • Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
  • В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
  •  Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.Болен или здоров – определяем по типу характера. Нормы психического здоровья – акцентуации характера
  •   Показателями психического здоровья являются:
  • эмоции
  • мышление
  • память
  • темперамент
  • характер

 Факторы, которые разрушают психику человека:

  • Вредные воздействия окружающей среды.
  • Физические болезни.
  • Генетически запрограммированные модели поведения.
  • Различные зависимости и привыкания.
  • Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.

Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:

  • свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
  • танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.

5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.

10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

                               Как сохранить свое психическое здоровье?Болен или здоров – определяем по типу характера. Нормы психического здоровья – акцентуации характера

  • Правильное питание.
  • Физическая активность.
  • Принимайте свои чувства.
  • Управляйте своими эмоциями.
  • Знайте свои слабые места.
  • Развивайте свои таланты и интересы.
  • Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
  • Научитесь улыбаться.
  • Преодоление зависимостей.
  • Стрессоустойчивость.
  • Изменить образ мышления.

Важно:

  • по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
  • искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
  • перестать критиковать  все подряд от соседей и начальства до правительства;
  • не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
  • не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
  • положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.

Болен или здоров – определяем по типу характера. Нормы психического здоровья – акцентуации характера

Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.

Трудный характер или психопатия

Болен или здоров – определяем по типу характера. Нормы психического здоровья – акцентуации характера

Характер — по-гречески отпечаток. Зная печать человека, мы можем предсказать его поведение в той или иной ситуации.

Люди отличаются друг от друга индивидуальным своеобразием. Иногда их черты характера чрезмерно усилены, хотя и находятся в границах нормы. Один, например, страшно ревнив, другой педантичен до мелочности, эта всегда экзальтирована, а та боязливая пессимистка. Такое одностороннее умеренное усиление некоторых черт характера называется его акцентуацией. Акцентуация — это вариант нормы.

Но есть люди, у которых такие отклонения настолько выражены, что они сами страдают от своей анормальности, или от нее страдают окружающие. Носителей такого характера называют психопатами.

В обыденной жизни слово «психопат» имеет осуждающий, ругательный оттенок. Действительно, некоторые психопаты из-за своей вспыльчивости, неуживчивости, эгоцентризма, непостоянства, сутяжничества и пр. вызывают негативное отношение к себе со стороны окружающих.

Однако не следует думать, что все психопаты таковы. Один из основоположников учения о психопатиях русский психиатр П.Б.

Ганнушкин писал: «В истории общественной жизни, в истории государств, в истории науки, искусства, литературы пограничные типы сыграли громадную роль».

Существует довольно распространенное мнение, что определяя тип темперамента, мы как бы оцениваем его «сорт»: например, сангвиник – обладатель первосортной нервной системы, а меланхолик – представитель последнего сорта. Такое мнение является далеким от действительности.

Ведь самый факт существования этих типов говорит о том, что из всех других возможных они прошли отбор и выдержали испытание эволюцией. То же касается и характеров.

Даже некоторые психопатические черты характера при нерезкой выраженности могут стать ценными качествами человека. Психастенические черты характера могут проявиться в виде высокого чувства долга, добросовестности.

Легкие истерические черты могут улучшить приспособляемость к внешней среде, не говоря уже о том, что они обогащают некоторые художественные дарования, особенно актерские.

Психопатия не является болезнью. Это склад характера, правда, характера патологического, т.е.

возникшего в результате врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы, вызванной наследственными факторами, алкоголизмом родителей, родовыми травмами, тяжелыми болезнями раннего детства.

Большое влияние на формирование психопатий оказывают неблагоприятные условия среды, психические травмы, тяжелые материально-бытовые условия. Особое значение имеет неправильное воспитание.

Среди некоторых психиатров существует мнение, что каждый психопат «психопатичен» по-своему; сколько существует психопатов, столько же и психопатий. Однако существуют типичные проявления психопатий. У конкретного человека они проявляются индивидуально.

В «чистом» виде психопатии выступают не всегда, чаще это так называемые «мозаичные психопатии», когда в личности сочетаются различные формы психопатий.

Итак, психопатии не являются болезнью. Их проявления могут обогащать жизнь общества, разные характеры людей, как разноцветная палитра в жизни общества, без которых оно было бы сплошной серой массой.

Но, если психопатия приносит страдания, она может быть скоррегирована усилиями личности, опирающейся на свои духовные качества, а также благоприятными условиями среды. В стрессовых условиях, когда психопатические черты личности резко обостряются, бывает необходима помощь врача психиатра.

Сочетание лекарственной терапии с многообразными методами современной психотерапии, социотерапии и духовной поддержки, помогают человеку справиться с возникшими проблемами.

Глава 2. Акцентуации характера как преморбидный тип

Определение понятия «акцентуация характера»

В период становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии. С повзрослением эти особенности обычно сглаживаются — это позволило нам говорить о «преходя­щих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпа­дают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отгра­ничения их от крайних вариантов нормы (см. обзор в монографии А. Е. Личко, 1983). В. М. Бехтерев (1886— цит. по А. Е. Личко, 1977) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием». Бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О. В. Кербикову, 1961) отличал «неуравновешенных» от «легко теряющих равновесие». Е.

Kahn (1928 — цит. по А. Е. Личко, 1977) выделил группу «дискордантно-нормальных» как переходную от нормы к психопатиям. П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Tramer (1949) и О. В. Кербиков (1961) как «предпсихопатию», Г. К- Ушаков (1973) как «крайние варианты нормального харак­тера», Л. И. Спитак и др. (1979) как «нервно-психическую неустойчивость».

Наибольшую известность получил термин К. Leonhard (1968, 1981) — «акцентуированная личность». Однако правильнее было бы говорить об «акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977, 1983]. Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Оно включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. п. В описаниях К.

Возможно вам будет интересно:  Полипы на коже: фиброзные и фиброэпитальные, причины возникновения и лечение

Leonhard речь идет именно о типах характера, акцентуированные личности определяются как крайние варианты нормы, однако не дается дифференциально-диагности­ческих критериев между ними и психопатиями. В итоге в странах немецкого языка термин «акцентуированная личность» стал использоваться как диагноз вместо термина «психопатия».

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) — О. В. Кербикова (1962).

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера.

Во всяком случае никогда не бывает соответствия, как при психопатиях, всем этим трем признакам сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в опре­деленной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает преходящей.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина — О. В. Керби­кова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации от психопатий [Личко А. Е., 1977, 1983].

При психо­патиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникает от любых психи­ческих травм, в самых разнообразных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины.

При акцентуациях наруше­ния возникают только при определенного рода психических трав­мах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера.

Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свой­ственные только ему, отличные от других типов, «слабые места». Можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вслед­ствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отно­шении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуация характера как этиопатогенетический фактор

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Если диаг­ностическое заключение говорит только об акцентуации характера, то по сути дела оно свидетельствует о психическом здоровье.

Акцентуации характера могут быть лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных и патохарактерологических реакций, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов).

В этих случаях от акцентуаций характера зависит как изби­рательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенности клинической картины (акцентуации характера как патопластический фактор).

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций также, видимо, могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцен­туации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов). При остро начавшейся прогредиентной шизофрении та же роль акцентуации сказывается в определении типа ремиссии [Ефименко В. Л., Кашкаров В. И., 1978].

патологическая поведенческая реакция – предыдущая | следующая – типы акцентуаций

Подростковая психиатрия. Содержание.

Фгбну нцпз. ‹‹психопатии и акцентуации характера у подростков››

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б.

 Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде» .

Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию

В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко.

Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях.

Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа.

Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмо го, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства.

Первое — подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются.

Второе — каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности.

Неустойчивый тип выдает себя либо уже при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста.

Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в молодые годы Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16—19 годам — в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения.

Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30—40 лет.

Третье — существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте.

С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты — психастеническим или сенситивным типом эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединиться черты неустойчивости и т. п. Все эти трансформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания прежде всего) причин.

Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается ни в школе, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил.

Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения.

Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни.

Таковы три критерия — тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии. Но как оценить те отклонения характера, которые удовлетворяют лишь одному или двум из этих критериев?

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема — как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В. М.

Возможно вам будет интересно:  Вирусный гепатит в - заражение, симптомы и признаки. анализ крови на гепатит в (маркеры гепатита), антитела (hbsag, анти-hbc igm, анти-hbc общий, hbeag, анти-hbe), пцр диагностика, билирубин, аст, алт

 Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется. В 1894 г. бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О. В.

 Кербикову, 1961) выделил, наряду с «desequilibres», т. е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный «психопатиям»), еще и «desequilibrants», т. е. «легко теряющих равновесие». Подобные случаи Е.

 Kahn (1928) назвал «дискордантно-нормальными», П. Б. Ганнушкин (1933) —«латентными психопатиями».

Было предложено много других наименований, но наиболее удачным нам представляется термин К. Leonhard (1968) — «акцентуированная личность». Это

наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии («предпсихопатии» по М. Tramer, 1949) и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера.

Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении.

Именно типы характера, а не личности в целом описаны К Leonhard, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого.

Для подросткового возраста, во всяком случае, термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В. В. Ковалева (1981), не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное—особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере.

Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята.

Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для характера шизоидного — необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты.

Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации.

Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный — обстановку, требующую повышенной активности, сиюминутной находчивости, даже изворотливости.

Описанный признак, по нашим представлениям, в дополнение к критериям П. Б. Ганнушкина — О. В. Кербикова, служит одним из важных отличий акцентуаций характера от психопатий. При психопатиях декомпенсации могут быть следствием любого рода психических травм и самых разнообразных жизненных ситуаций и даже возникать без видимых причин.

При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления. Сходная мысль об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам была высказана В. Н. Мясищевым (1960) в отношении развития неврозов, Н. И. Фелинской (1965), Н. Д. Лакосиной (1970) и Г. К.

 Ушаковым (1978) — в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний.

Таким образом, на основании сказанного можно дать следующее определение акцентуациям характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы.

Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом Констатация акцентуации и ее типа — эго определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства — острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы — только они могут служить диагнозом. Однако в подавляющем большинстве случаев акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К. Leonhard (1976, 1981), в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Помощь психиатра в Москве 2021

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»

Каждый человек уникален и неповторим. У каждого индивидуума свои внешность, отпечатки пальцев, рисунок на роговице, а также свой характер, темперамент, волевые качества и личностные особенности, которые описаны или описываются психологами. И, конечно же, психология — это та область знаний, которая прежде всего ориентирована на оценку индивидуальных качеств человека.

Психиатрия как медицинская дисциплина тоже много внимания уделяет оценке личностных особенностей своих пациентов, поскольку от этого может существенно зависеть та или иная клиническая картина, проявление того или иного заболевания или расстройства.

Наиболее интересным описаниям индивидуальных особенностей характера или личности мы обязаны уникальным людям, основоположникам отечественной психиатрической школы — Петру Борисовичу Ганнушкину и Андрею Евгеньевичу Личко.

Акцентуации характера

Концепция акцентуаций характера, описанная А.Е. Личко, предусматривает выделение нескольких типажей в рамках психической нормы. Акцентуация характера тем и отличается от психопатии, что она не является поводом для медицинского вмешательства.

  • Фактически то, что описал Андрей Евгеньевич, может быть использовано медиками, психологами и даже простым обывателем, — он написал свой труд простым, понятным и очень красивым литературным языком.
  • В этой классификации характеров он отмечает людей гипертимных: им свойственно повышенное настроение, или, наоборот, гипотивных — когда человек преимущественно пребывает в состоянии душевной дремы.
  • В этой же классификации описаны типажи с истерическими чертами — экзальтированные, экстравертированные, люди с гротескным и демонстративным поведением, требующие к себе повышенного внимания.
  • Он описывает параноиков — людей осторожных, подозрительных, недоверчивых, а также эпилептоидов с их ригидностью, вязкостью, педантизмом, повышенным вниманием к тому, как окружающие относятся к ним.

Там же описан шизоидный тип — человек скрытный и интровертированный, замкнутый, стеснительный, стыдливый. Приведено описание множества тревожных характеров, психастенических и тревожно-мнительных — им свойственны повышенная рефлексия, глубокие внутренние переживания, неуверенность в себе и нерешительность.

Или так называемый ананкаст — педант, который не может жить без проектов, без планирования своих ближайших и отдаленных целей и задач. И много-много чего еще…

К главным особенностям акцентуации характера относят умение и способность человека — носителя той или иной акцентуации — к постепенной и со временем все более нарастающей гармонизации. То есть к мозаичности, к проявлению новых нажитых черт, и каждая из них по сути компенсирует другую черту.

Жизненный опыт помогает человеку сложить эту мозаику характеров внутри самого себя и успешно, гармонично использовать сильные стороны того или иного характера в разных жизненных ситуациях.

Способность к гармонизации, к управлению своим поведением, к его дифференцированию отличает акцентуацию характера от психопатии.

Что такое психопатия?

Говоря о психопатии, не могу не вспомнить еще одного удивительного человека — Петра Борисовича Ганнушкина. Именно ему принадлежит ключевой труд, посвященный этой области психиатрии, — «Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика».

Психопат, по сути, — это тот же акцентуант, только выраженность тех черт характера, о которых мы говорили выше, у него в десятки раз выше. И самое главное — психопат не способен манипулировать своими характерологическими особенностями в разных жизненных ситуациях.

Как говорил Ганнушкин, психопат — психопат всегда и везде. Этот критерий Петр Борисович назвал тотальностью патологических черт характера: где бы, в каком бы окружении психопат не находился, он все равно ведет себя одинаково — не важно, выгодно или нет проявлять эти формы поведения для него же самого.

Психопат не меняется в течение жизни — это тоже критерий психопатии Ганнушкина. Он всегда стабилен, полностью сформировавшись к концу пубертатного возраста, годам к 17–20.

Мы можем встретить этого человека спустя 20, 30 и даже 50 лет, и ничего нового не увидим.

Возможно вам будет интересно:  Мешки под глазами. причины патологии. как убрать мешки под глазами в домашних условиях?

Никаких сглаживаний острых углов, никаких новых черт и вариантов мозаичности, он всегда был, есть и будет таким, как его сформировала природа.

Отличия психопатии от акцентуаций характера

В качестве очень важного дифференциального признака отличия психопатии от акцентуаций характера Петр Борисович указал на социальную дезадаптацию.

Все эти особенности и неспособность что-то изменить, пойти в обход, среагировать или повести себя нетипично для него же самого, делает психопата невыносимым — он ни с кем не может ужиться.

В этой ситуации он, как правило, выброшен за пределы социального окружения. Он остается один на один с собой, со своими проблемами и очень непростыми психологическими вопросами.

Он не может завести семью или долго удержаться на работе.

Как правило, пытаясь компенсировать свои личностные и характерологические проблемы, психопат оказывается необычайно способным, очень трудолюбивым и высококвалифицированным специалистом. Это особая проблема. Ты видишь специалиста, уникального в той или иной области, но свои профессиональные качества и способности он не может реализовать из-за своего психопатического, колючего, характера.

Иногда при психопатиях происходит так называемая компенсация, когда по счастливому стечению обстоятельств окружение психопата оказывается очень удобным для него самого. Либо находятся люди, которые готовы терпеть его поведение ради профессиональных качеств, либо рядом с ним находится другой психопат, с противоположным характером.

Встретились два одиночества, которые слились по принципу компенсации друг в друга, и образовался особая семья. Или макросоциальные обстоятельства сложились определенным образом: в той стране, где живет психопат, произошли глобальные изменения, и условия для жизни и полноценного функционирования для него вполне удобны и достаточны.

В этих ситуациях мы видим очевидный прогресс в жизни психопата: очень часто он оказывается на лидирующей позиции, ведет за собой многих людей, иногда может стать инициатором глобального макросоциального процесса или революции.

История знает таких патологических личностей, которые становились лидерами значительных преобразований в социальном устройстве общества.

Но, к сожалению, психопатия не может долго находиться в компенсаторном состоянии — рано или поздно происходит срыв, декомпенсация, и в конечном итоге все это приводит к десоциализации психопата.

Классификация психопатии

Классификация психопатии сходна с классификацией акцентуаций характера.

Кроме того, психопатия, в отличие от акцентуации, очень часто оказывается за пределами социума, и тогда в поведении психопата проявляются антисоциальные тенденции, в результате которых он преступает черту закона и совершает правонарушение. Или, начав злоупотреблять психоактивными веществами и алкоголем, психопат может оказаться человеком опасным для общества и для самого себя.

Вопрос при оказании помощи в данной ситуации сильно расширяется, поскольку нам, врачам-психиатрам, вместе с психологами и психотерапевтами удается помочь психопату, научить его контролировать себя и свое поведение, эмоции, поступки и свои психопатические гешефты. Мы понимаем, что можем помочь многим людям, окружающим этого психопата, которые могут пострадать в случае декомпенсации.

Как правило, граница между акцентуацией и психопатией неочевидна, размыта. Кроме всего прочего, в психиатрии существует феномен психопатизации акцентуаций характера, т.е. человек, являющийся акцентуантом характера, находясь в сложной жизненной ситуации на протяжении долгого времени, постепенно может превратиться в психопата. Это так называемое патохарактерологическое развитие.

Чтобы этого избежать, смягчить процесс, уменьшить вероятность антисоциального поведения, психопатам, конечно же, требуется помощь. Я настоятельно рекомендую всем, кто видит в своем окружении таких людей и кому они небезразличны, помочь им, убедить их обратиться к специалистам.

Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке

Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.

«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.

Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.

Способность любить

Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.

Способность работать

Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.

Способность играть

Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому. 

  • Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения
  • Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.
  • Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
  • способность выдерживать тревогу и состояние собственной эмоциональной уязвимости;
  • готовность к эмоциональной близости в отношениях;
  • достаточно высокий уровень доверия к миру;
  • уверенность в своих отношениях и в партнере;
  • способность не поддаваться страхам, а проверять их, сравнивая с объективной реальностью;
  • чувство комфорта в близости, но и сохранение личной независимости.

Автономия

Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.

  1. Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)
  2. Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.
  3. Сила эго
  4. Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.
  5. Реалистичная и надежная самооценка

Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо.

Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований.

Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.

Система ценностных ориентаций

Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.

  • Толерантность к переживанию интенсивных эмоций
  • Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
  • Рефлексия

Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.

Ментализация

Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.

  1. Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания
  2. Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».
  3. Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения

Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».

Витальность

Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.

Смирение

Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*