
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье.
Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки.
Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!
Детский аутизм. Что это такое?
- Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.
- Известны следующие факты:
- 1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);
- 2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
- 3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;
- 4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;
5.
Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.
Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.
Детский аутизм. Признаки и симптомы
- Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
- У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
- Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
- Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
- Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
- Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
- У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.
- ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 — 2 лет
- Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.
- СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:
- не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
- расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
- сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
- не улыбается в ответ на улыбку;
- не реагирует на свое имя;
- отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.
СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ
Ребенок с РАС:
- играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
- у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок «прилип взглядом» к какому-то предмету;
- может долго кружиться вокруг своей оси;
- вращает предметы, близко поднося их к глазам;
- не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
- пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
- может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
- сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
- может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.
СФЕРА КОММУНИКАЦИИ
Ребенок с аутизмом:
- может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
- гораздо позже других детей начинает говорить;
- часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует «управляемую руку» взрослого);
- избегает контакта «глаза в глаза»;
- «автоматически» повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.
НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ
Ребенок с РАС:
- может постоянно ходить на цыпочках;
- может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
- не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Многие дети с РАС очень чувствительны:
- с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
- закрывают уши руками;
- обнюхивают предметы;
- с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
- часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.
- ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ
- Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.
- НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ
- Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.
- ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
- ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
- страдает поносами (запорами).
- НАРУШЕНИЯ СНА
- Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.
- ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
- На выбор семьи:
1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.
2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.
3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.
Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.
Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е.
Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.
4. Поддержку и полезную информацию родители детей с РАС могут получить в общественной организации РОО «КОНТАКТ». Телефон: 8 (966) 157-99-77. Сайт: https://contact-autism.ru/. Электронная почта: info@contact-autism.ru
Признаки аутизма у детей: до года, в 1 год, в 2 года, в 3 года и старше
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.).
У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев.
Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.
5) и несколько других форм.
Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
- Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
- «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
- Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
- Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
- Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
- Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо.
У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике.
В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a.
«Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
- Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
- Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
- Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
- Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
- Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
- У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
- При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
- Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.
- Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
- Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
- Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
- Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
- Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
- Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма.
До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра.
Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
- Визуальный контакт
- Есть ли ответная улыбка
- Стремится ли ребенок к тактильному контакту
- Реагирует ли ребенок на свое имя
- Лепет
- Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)
В 1-2 года:
- Есть ли у ребенка отдельные слова
- Понимает ли ребенок речь
- Понимает ли жесты
- Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
- Проявляет ли интерес к другим детям
- Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
- Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)
В 2-3 года:
- Произносит ли простую фразу из 2 слов
- Есть ли эхолалии
- Символическая игра
- Наличие стереотипий
В 3 года:
- Направлена ли речь ребенка на общение
- Играет ли с другими детьми
- Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
- Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
- Реакция на изменения обстановки
Признаки аутизма в 4 года и старше:
- Ребенок понимает речь слишком буквально
- Путает личные местоимения
- Не способен поддерживать дружеские отношения
- Упрямство (ригидность)
- Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет).
Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны.
Составляется программа коррекции, которая может включать:
- Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
- Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
- Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
- Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
- Soundsory (улучшение моторики и речи).
Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.
Симптомы аутизма. Речь, интеллект, поведение, инвалидность — Капсула Жизни
- патология
речи; - особенности
развития интеллекта; - патология
поведения; - гиперактивный
синдром; - нарушения
в эмоциональной сфере.
Речь при аутизме
Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев аутизма. Нередко отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого родители обращаются к дефектологам и логопедам. Первые слова в среднем появляются к 12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам.
Однако появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети напевают или бормочут что-то невнятное.
Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют слова для коммуникации.
Характеристиками речи у детей-аутистов являются:
- эхолалии
– повторения; - шепотная
или, наоборот, громкая речь; - метафорический
язык; - игра
слов; - неологизмы;
- необычная
интонация; - перестановка
местоимений; - нарушение
мимической экспрессии; - отсутствие
реакции на речь других.
Эхолалией называется повторение ранее произнесенных слов, фраз, предложений. При этом сами дети не способны строить предложения. Например, на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает — «сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение «пойдем в магазин», ребенок повторяет «пойдем в магазин».
Также дети, страдающие аутизмом, не используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами «мама», «папа».В своей речи дети часто используют метафоры, образные обороты, неологизмы, что придает причудливый оттенок разговору ребенка. Очень редко используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального статуса ребенка.
Отличительной особенностью является то, декларируя и скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и поддерживать его в дальнейшем. Все эти особенности речевого развития отражают нарушения в коммуникативных сферах. Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания обращенной речи.
Даже при сохраненном интеллекте дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь. Кроме проблем с пониманием речи и сложностью с ее применением, у детей-аутистов нередко присутствуют дефекты в речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития речи.
Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах, при этом сохраняя лепетную интонацию. Поэтому очень важным моментом в реабилитации таких детей являются логопедические занятия.
Интеллект при аутизме
У большинства детей-аутистов выявляются особенности познавательной деятельности. Вот почему одной из проблем аутизма является его дифференциальная диагностика с задержкой психического развития (ЗПР).Проводимые исследования показали, что интеллект детей-аутистов в среднем ниже, чем у детей с нормальным развитием.
В то же время, показатель интеллекта у них выше, чем при умственной отсталости. Одновременно с этим отмечается неравномерность интеллектуального развития. Общий багаж знаний и способность понимать некоторые науки у детей-аутистов ниже нормы, в то время как словарный запас и механическая память развиты выше нормы.
Мышление характеризуется конкретностью и фотографичностью, однако гибкость его ограничена. Дети-аутисты могут проявлять повышенный интерес к таким наукам как ботаника, астрономия, зоология. Все это говорит о том, структура интеллектуального дефекта при аутизме отличается от структуры при умственной отсталости. Способность к абстракции также ограничена.
Снижение школьной успеваемости во многом обусловлено поведенческими аномалиями. Дети с трудом концентрируются, часто проявляют гиперактивное поведение. Особенно тяжело приходится там, где необходимы пространственные понятия и гибкость мышления.
В то же время, 3 – 5 процентов детей с расстройствами аутистического спектра демонстрируют один или два «особых навыка». Это могут быть исключительные математические способности, воссоздание сложных геометрических фигур, виртуозная игра на музыкальном инструменте. Также дети могут обладать исключительной памятью на цифры, даты, имена.
Таких детей еще называют «аутистами-гениями». Несмотря на наличие одной или двух таких способностей все остальные признаки аутизма сохраняются. В первую очередь, доминирует социальная изоляция, нарушение коммуникации, трудности в адаптации. Примером такого случая является фильм «Человек дождя», повествующий об уже взрослом гении-аутисте.
Степень интеллектуальной задержки зависит от вида аутизма. Так, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется, что является благоприятным фактором для социальной интеграции. Дети в этом случае способны окончить школу и получить образование. Однако более чем в половине случаев аутизм сопровождается снижением интеллекта.
Уровень снижения может быть разным — от глубокой до легкой задержки. Чаще же (60 процентов) отмечаются умеренные формы отставания, в 20 процентах – легкие, в 17 процентах – интеллект в норме, и в 3 процентах случаев – интеллект выше среднего.
Поведение при аутизме
Одной
из основных характеристик аутизма является нарушение коммуникативного
поведения. Поведение детей-аутистов характеризуется замкнутостью,
изолированностью, отсутствием навыков приспособления. Дети-аутисты, отказываясь
от общения с внешним миром, уходят в свой внутренний мир фантазий. Они с трудом
уживаются в компании детей и в целом не переносят места скопления людей.
Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:
- аутоагрессия
и гетероагрессия; - приверженность
к постоянству; - стереотипии
– двигательные, сенсорные, вокальные; - ритуалы.
Аутоагрессия в поведенииКак правило, в поведении преобладают элементы аутоагрессии – то есть агрессии против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление нового ребенка в окружении, смена игрушек, смена обстановки места.
При этом агрессивное поведение ребенка-аутиста направлено на самого себя — он может ударять себя, кусать, бить по щекам. Аутоагрессия может переходить и в гетероагрессию, при которой агрессивное поведение направлено на окружающих. Такое деструктивное поведение является своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада.
Наибольшую трудность в воспитании ребенка-аутиста представляет поход в общественное место. Даже если дома ребенок не проявляет никаких признаков аутистического поведения, то «выход в люди» является стрессовым фактором, который провоцирует неадекватное поведение. При этом дети могут совершать неадекватные поступки — бросаться на пол, бить и кусать себя, визжать.
Крайне редко (почти в исключительных случаях) дети-аутисты спокойно реагируют на перемены. Поэтому перед выходом в новое место родителям рекомендуется ознакомить ребенка с предстоящим маршрутом. Любая смена обстановки должна осуществляться поэтапно. Это, в первую очередь, касается интеграции в детский сад или школу.
Сначала ребенок должен ознакомиться с маршрутом, потом с местом, где ему предстоит проводить время. Адаптация в садике проводится, начиная с двух часов в день, постепенно увеличивая часы.
Ритуалы в поведении детей-аутистов
Такая приверженность к постоянству касается не только окружающей обстановки, но и других аспектов — еды, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так, если ребенок привык кушать кашу на завтрак, то поданный внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии.
Прием пищи, надевание вещей, игра и любая другая деятельность нередко сопровождается своеобразными ритуалами. Ритуал может заключаться в определенном порядке подачи блюд, мытья рук, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть совершенно непонятными и необъяснимыми.
Например, потрогать плиту, перед тем как сесть за стол, попрыгать, перед тем как лечь спать, зайти на крыльцо магазина во время прогулки и так далее.
Стереотипии в поведении детей аутистов
Поведение детей-аутистов вне зависимости от формы заболевания отличается стереотипностью. Различают двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кружений вокруг своей оси, прыжков, кивков, движений пальцами. Для большинства аутистов характерны атетозоподобные движения пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания.
Не менее характерны такие движения как встряхивания, подпрыгивания отталкиваясь от кончиков пальцев, ходьба на цыпочках. Большинство двигательных стереотипий проходят с возрастом и редко наблюдаются у подростков. Голосовые стереотипии проявляются в повторении слов в ответ на вопрос (эхолалии), в декларации стихотворений.
Наблюдается стереотипный счет.
Синдром гиперактивности при аутизме
Синдром гиперактивности наблюдается в 60 – 70 процентах случаев. Он характеризуется повышенной активностью, постоянным движением, неусидчивостью. Все это может сопровождаться психопатоподобными явлениями, такими как расторможенность, возбудимость, крики. Если попытаться остановить ребенка или забрать у него что-то, то это приводит к реакциям протеста.
Во время таких реакций дети падают на пол, кричат, бьются, ударяют себя. Синдром гиперактивности почти всегда сопровождается дефицитом внимания, что вызывает определенные трудности в коррекции поведения. Дети расторможены, не могут стоять или сидеть на одном месте, не способны концентрироваться на чем-либо.
При выраженном гиперактивном поведении рекомендуется медикаментозное лечение.
Нарушения в эмоциональной сфере при аутизме
Уже с первых лет жизни у детей отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Они характеризуются неспособностью идентифицировать собственные эмоции и понимать чужие. Дети-аутисты не могут сопереживать или радоваться чему-то, также они с трудом проявляют собственные чувства.
Даже если ребенок выучивает название эмоций по картинкам, то он не способен впоследствии применить свои знания в жизни. Отсутствие эмоционального отклика во многом обусловлено социальной изолированностью ребенка.
Поскольку невозможно пережить эмоциональный опыт в жизни, то и невозможно дальнейшее осмысление этих эмоций ребенком. Расстройства эмоциональной сферы также выражаются в отсутствии восприятия окружающего мира.
Так, ребенку трудно представить себе свою комнату, даже зная наизусть все предметы, которые в ней находятся. Не имея представления о собственной комнате, ребенок также не может себе представить внутренний мир другого человека.
Особенности развития детей с аутизмом
Особенности годовалого ребенка часто проявляются в задержке
развития навыков ползания, сидения, вставания, первых шагов.
Когда же ребенок
начинает делать первые шаги, родители отмечают некоторые особенности — ребенок
часто застывает, ходит или бегает на цыпочках с расставленными руками
(«бабочка»).
Походка отличается некой деревянностью (ноги как будто не
сгибаются), порывистостью и импульсивностью. Нередко дети неуклюже и мешковаты,
однако, также может наблюдаться и грациозность.
Также запаздывает усвоение жестов — практически нет указательного жеста,
трудности в приветствии-прощании, утверждении-отрицании. Мимика детей с
аутизмом отличается малоподвижность и бедностью. Нередко встречаются серьезные
лица, с прорисованными чертами («лицо принца» по Каннеру).
Инвалидность при аутизме
При
таком заболевании как аутизм полагается группа по инвалидности. Необходимо
понимать, что инвалидность предполагает не только денежные выплаты, но и помощь
в реабилитации ребенка. Реабилитация включает устройство в специализированное
дошкольное учреждение, например, в логопедический сад, и другие льготы для
детей с аутизмом.
Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:
- бесплатное
посещение специализированных образовательных учреждений; - оформление
в логопедический сад или в логопедическую группу; - налоговые
вычеты на лечение; - льготы
на санаторно-курортное лечение; - возможность
обучаться по индивидуальной программе; - помощь
в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.
Для того чтобы оформить инвалидность, необходимо обследоваться у врача-психиатра, психолога и чаще всего требуется стационарное лечение (полежать в больнице). Также можно наблюдаться и в дневном стационаре (приходить только на консультации), если таковые имеются в городе.
Кроме стационарного наблюдения необходимо пройти обследование у логопеда, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, а также сдать общий анализ мочи и анализ крови. Результаты консультаций специалистов и результаты анализов заносятся в специальную медицинскую форму.
Если ребенок посещает сад или школу необходима еще и характеристика. После этого районный врач-психиатр, наблюдающий ребенка, направляет маму с малышом на медицинскую комиссию.
В день прохождения комиссии необходимо иметь характеристику на ребенка, карту со всеми специалистами, анализами и диагнозом, паспорта родителей, свидетельство о рождении ребенка.
Аутизм: виды, симптомы, особенности заболевания
Аутизм — это расстройство психологического, а также психического развития. Заболевание сопровождается выраженным недостатком эмоциональных проявлений, отсутствием тяги к общению.
Само по себе слово «аутизм» переводится как человек, замкнувшийся в себе. Так, пациенты, страдающие этим заболеванием, склонны к осуществлению действий, в которых отсутствует социальный смысл.
Также эти люди никогда не проявляют эмоции, а в их взаимодействии с окружающими отсутствуют жесты.
Ранний детский аутизм ставят детям дошкольного возраста. Первоначальные симптомы заболевания, а также особенности его проявления зависят от формы патологии. Чаще всего на начальном этапе патология сопровождается нарушением речи, жестов, а также мимики в процессе общения.
Причины, симптомы и признаки заболевания
Аутизм влечет за собой задержку полноценного умственного развития пациента. Чаще такие дети хуже сверстников учатся в школе. Заболевание сказывается на способности ребенка-аутиста концентрировать внимание и запоминать изученный материал.
Глубокая умственная отсталость возможна у тех детей, у которых аутизм был вызван другими тяжелыми заболеваниями головного мозга или нервной сситемы. Главная особенность аутизма — избирательный интеллект.
Дело в том, что некоторые аутисты могут демонстрировать превосходные успехи в музыке или рисовании, но при этом значительно отстают по другим предметам.
Примером этому могут быть некоторые известные в истории личность, которые внесли ощутимый вклад в науку, например, Альберт Эйштейн, который также был аутистом.
Внешне невозможно определить, есть ли у ребенка такое заболевание, как аутизм. Точные причины подобного нарушения нервной системы до конца не известны, однако названо несколько основных провоцирующих факторов:
- Ожирение и другие нарушения обмена веществ матери.
- ДЦП.
- Кислородное голодание ребенка в период беременности или при родах.
- Инфекционные заболевание, которые мать перенесла в период вынашивания ребенка.
- Наследственная предрасположенность.
Постановка точного диагноза возможна только после полного обследования ребенка. Заподозрить ранний аутизм возможно, если обратить внимание на особенности поведения ребенка. Патология возможна при следующих состояниях:
- ребенок любит играть один, не проявляет желания общаться с окружающими;
- не переносит громкие звуки;
- проявляет нервозность при любых прикосновениях окружающих;
- всегда отводит взгляд в сторону, когда с ним разговаривают взрослые;
- чаще молчит, не умеет внятно объяснять чего хочет;
- устраивает частые истерики;
- у ребенка отсутствует инстинкт самосохранения.
Кроме того, ранний аутизм можно заподозрить у пассивного или гиперактивного ребенка при наличии дополнительных вышеперечисленных признаков заболевания.
Как проявляется аутизм
Заболевание проявляется в появлении характерных симптомов, которые можно обнаружить уже на втором году жизни малыша.
Изолированность от окружающих
Родители могут заподозрить нарушение нервной системы, протекающее в легкой форме, если ребенок не реагирует на речь взрослого, всегда отводит взгляд в сторону, не смотрит на человека, который к нему обращается. Ребенок при этом может смеяться без видимой на то причины или, наоборот, даже не станет улыбаться при любых попытках взрослого его рассмешить.
Старается общаться только жестами, при этом делает это только в том случае, если есть необходимость обозначить взрослому свои желания или нужды.
Его совершенно не интересует общение с ровесниками, также он не способен найти контакт с другими малышами, поэтому предпочитает проводить время в одиночестве. Такой ребенок любит играть один, а при попытке другого малыша к нему присоединиться с большой долей вероятности устроит истерику или будет капризничать.
Дополнительное отличие ребенка-аутиста — отсутствие способности играть в любые ролевые игры. Он не может придумать сюжет игры, а любую игрушку он воспринимает совершенно иначе, недели здоровые дети.
Например, малыша может заинтересовать только конкретная часть игрушки, он может часами рассматривать колесико от машинки и даже не подумает о том, что этот предмет можно использовать по-другому, например, катать по полу.
Несмотря на то, что ребенок с аутизмом не способен проявлять эмоции, он все же начнет беспокоиться, если его мама пропадет из виду.
Нарушение коммуникации
Абсолютное отсутствие речи или задержка полноценного развития речи — нарушения, которые часто встречаются у самых младших пациентов. Развитие речевых навыков у таких детей зависит от степени тяжести заболевания.
Если тяжелая форма патологии была запущена, то ребенок в дальнейшем может совсем не начать разговаривать. В отдельных случаях пациенты учатся изъяснять свои желания и просьбы короткими словами.
Чаще речь у таких пациентов все же присутствует, но несвязные предложения при этом больше напоминают просто набор случайных слов.
У детей-аутистов чаще отсутствует какая-либо реакция, если их позвать по имени. О себе они всегда говорят в третьем лице. Их речь часто не умеет смысла, а на заданный вопрос они могут ответить что-либо, не имеющее отношения к тебе разговора.
Стереотипное поведение
К такому типу поведения относят:
- Ежедневные ритуалы. Дети-аутисты любят находиться в привычной и комфортной для них обстановке. Если в их привычном укладе жизни происходят какие-либо изменения, например, перестановка мебели или переезд, то они испытывают дискомфорт и беспокойство. Подобное может заставить ребенка уйти в себя или вызвать у него агрессию.
- Зацикленность, которая проявляется в концентрации внимания на одном занятии. Ребенка с аутизмом порой сложно отвлечь от занятия, которому он готов посвятить несколько часов.
- Сильный страх. Если ребенок часто испытывает стресс, то у него может развиться агрессия не только к окружающим, но и к самому себе.
- Многократное повторение определенных движений. Если ребенок-аутист попадает в непривычную для него обстановку или испытывает стресс, то он начинает многократно повторять одно и то же движение: качаться из стороны в сторону, перебирать пальцами или качать головой.
Ранние симптомы заболевания
Родители могут заметить явные признаки раннего аутизма у своего ребенка еще до того, как ему исполнится год. Малыши с таким заболеванием нервной системы малоподвижны, практически не проявляют интереса к игрушкам. На фоне нормального физического развития такие дети не проявляют желания изучать новые предметы.
Аутические расстройства: виды
Существует несколько видов аутических расстройств, которые отличаются тяжестью, формой проявления, поэтому требуют разных способов коррекции.
Синдром Аспергера
Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Особенности ребенка, у которого был диагностирован такая форма заболевания:
- обладает достаточно высоким уровнем интеллекта;
- разговаривает внятно, но громко, имеются проблемы с интонацией;
- эгоцентричен, отказывается идти на компромиссы;
- принимает нехарактерные позы и ходит неуклюже из-за нарушения координации движений;
- зацикливается на одном занятии.
При условии создания благоприятных условий развития и воспитания ребенок с синдромом Аспергера в дальнейшем сможет жить нормальной жизнью. Наравне со сверстниками он способен окончить школу и ВУЗ, создать семью, устроиться на работу.
Синдром Ретта
Это следствие нарушений в женской хромосоме, поэтому заболевание может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, погибают еще в период вынашивания. Такой синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:
- После рождения ребенок в течение года полноценно развивается, после чего резко начинают проявляться явные признаки умственной отсталости.
- Темпы роста головы после года значительно сокращаются, развивается нарушение координации движений.
- Полное отсутствие речи.
- Ребенок уходит в себя, полностью изолируясь от внешнего мира.
- Приобретенные до года навыки утрачиваются.
- Ребенок часто совершает бессмысленные многократные движения руками, как будто умывается.
Это тяжелая форма заболевания, которая практически не поддается коррекции, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.
Диагностика аутизма
До года рано говорить о наличии у ребенка такого заболевания, как аутизм. Внешне в столь раннем возрасте довольно сложно определить эту патологию, однако опытные родители, имеющие уже детей постарше, могут заметить определенные отклонения в развитии уже в этом возрасте.
При наличии случаев аутизма в семье важно внимательно следить за ребенком, чтобы в случае обнаружения характерным симптомов заболевания медицинская помощь была оказана вовремя.
Если диагноз будет поставлен как можно раньше, то в дальнейшем адаптация малыша к окружающему миру будет более простой и последовательной.
Диагностика аутизма проводится с помощью следующим основным методов:
- ЭЭГ — метод исследования, необходимый, чтобы поставить такой диагноз, как эпилепсия. Иногда аутизм можно заподозрить на основании того, что у пациента случаются эпилептические припадки.
- Осмотр оториноларингологом, который проверяет слух пациента и подтверждает или исключает возможную тугоухость.
- УЗИ мозга — метод диагностики, с помощью которого можно выявить или исключить факт нарушений структуры головного мозга, которые могут повлечь за собой появление симптомов заболевания.
- Тестирование по специальным опросникам.
Лечится ли аутизм у детей?
Аутизм — заболевание, которое полностью не лечится, однако благодаря эффективным методикам коррекции можно помочь ребенку с данной патологией адаптироваться к окружающему миру.
При тесном сотрудничестве родителей малыша с преподавателями, а также при условии выполнения рутинных действий можно значительно улучшить состояние ребенка.
Результатом подобных стараний станут ощутимые успехи малыша в развитии и адаптации.
Что должны знать и всегда помнить родители детей-аутистов:
- Ваш ребенок особенный, не такой, как другие дети.
- Благоприятная обстановка в семье — залог того, что ребенок будет полноценно развиваться. Частые перемены и стресс — факторы, которые могут поспособствовать ухудшению состояния ребенка.
- Не следует пренебрегать регулярными консультациями у узконаправленных специалистов.
У маленьких детей аутизм лечится в несколько этапов, которые включают формирования у пациента необходимых для существования в социуме навыков, постепенное развитие зачатков речи, наблюдение и последующее устранение поведенческих нарушений. Кроме того, таких детей важно научить играть в ролевые игры и устанавливать зрительный контакт при разговоре с собеседником.
Существует несколько способов коррекции аутизма:
- Логопедический. Логопед — специалист, регулярные занятия с которым направлены на формирование у ребенка внятной речи, в результате чего пациент может правильно строить предложения.
- Поведенческий. Основан на наблюдении за поведением пациента, что необходимо для выяснения особенностей протекания заболевания и последующего метода коррекции.
- Медикаментозный. К такому способу коррекции прибегают крайне редко и только в особенных случаях. Нейролептики, седативные, а также психотропные препараты назначают пациентам, у которых появились деструктивные расстройства в поведении.
- Изначально у детей с аутизмом нет базовых навыков самообслуживания. Такой ребенок не понимает, для чего ему необходимо ежедневно купаться или каждый раз мыть руки перед приемом пищи. С помощью специальных занятий со специалистом пациенту можно привить основные навыки самообслуживания, что происходит в непринужденной игровой обстановке.
Отличие аутизма от других заболеваний
Аутизм легко можно спутать с некоторыми другими заболеваниями. При возникновении характерных симптомов патологии нельзя заниматься самолечением, важно сразу же обратиться за консультацией к специалисту. К заболеваниями, которые имеют похожие клинические проявления, относятся:
- Шизофрения. Такое психическое заболевание поддается лечению, несмотря на то, что его симптомы очень схожи с аутизмом.
- Тугоухость. Это нарушение слуха, которое может быть как врожденным, так и приобретенным. Заболевание становится причиной плохого развития речевого аппарата, вследствие чего его часто сначала путают с аутизмом.
- Гиперактивность, при наличии которой ребенок плохо учится в школе из-за неусидчивости и плохой концентрации внимания.
- Задержка психоречевого развития также имеет схожую симптоматику с аутизмом, но легко корректируется при условии своевременного обращения к специалисту, который назначает курс занятий с ребенком.
Прогноз
Аутизм — это не настолько страшно, как может показаться изначально, поэтому родители должны понимать, что если их ребенку поставили такой диагноз, он может вырасти полноценным человеком, сможет благополучно окончить учебное заведение и даже создать семью в дальнейшем.
Для этого важно соблюдать все рекомендации специалистов, создать в семье благоприятную для роста и развития ребенка атмосферу, обеспечить для него правильный уход.
Также важно знать основные симптомы аутизма и внимательно следить за поведением ребенка младшего дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить признаки такого заболевания нервной системы и своевременно обратиться за помощью к специалисту.
Оставить комментарий