
Инфоурок › Обществознание ›Презентации›Презентация на тему » Индивидуальность и стадный инстинкт»
Скрыть
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Любовь Богданова
Скрыть
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Министерство образования Нижегородской области Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное учреждение «Борский Губернский колледж» Исследовательский проект на тему: «Индивидуальность и стадный инстинкт» Выполнил: студент группы ТЭО-11: Шишков Сергей Руководитель: Кустова Г.А. Городской округ г. Бор 2018
2 слайд Описание слайда:
Цель проекта –выяснить, что такое индивидуальность и «стадный инстинкт», определить влияние «стадного инстинкта» на индивидуальность и пути его преодоления Задачи проекта: Ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой индивидуальности Определить сущность понятия «стадный инстинкт» Провести исследование среди ровесников на тему «стадный инстинкт» учиться навыкам исследовательской работы учиться планировать, анализировать, сравнивать и обрабатывать полученную информацию развивать умение публично выступать перед аудиторией
3 слайд Описание слайда:
Этапы работы над проектом: 1 этап: выбор темы проекта 2 этап: план действий: Определил порядок действий и сроки выполнения работы. Изучил литературу по данной теме; Провёл анкетирование среди ровесников на тему «стадный инстинкт» Оформил результаты исследовательской работы в виде презентации.
4 слайд Описание слайда:
Психологи давно интересуются проблемой соотношения между индивидуумом и толпой. Недавно сотрудники Университета Лидса установили поразительное сходство между толпой и стадом, и термин «стадное чувство» обрел совершенно конкретные очертания. «Стадный инстинкт» даёт ощущение безопасности, но в корне обрубает зачатки индивидуальности.
5 слайд Описание слайда:
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
Индивидуален каждый человек, хотя степень индивидуальности может быть различной. Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
6 слайд Описание слайда:
Понятие индивидуальность включает в себя: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект: Задатки — природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант — выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости. Гениальность — высшая степень развития таланта. Характер — совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
7 слайд Описание слайда:
Характер: Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни. На него оказывают влияние: наследственность социальная среда самовоспитание Темперамент: Темперамент -врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства. Темперамент не меняется в течение жизни. Виды темперамента: холерик флегматик сангвиник меланхолик
8 слайд Описание слайда:
«Стадный инстинкт» «Стадное чувство» – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями.
«Cтадное чувство» описывается как склонность индивида делать что -то только потому, что множество других людей этому привержены. Индивидуализм человека — это осознанное состояние, мировоззрение, а стадные порывы — чистой воды инстинкты.
Если индивидуализм базируется на опыте и уме, то инстинкты основываются на более глубоком, бессознательном «животном» уровне.
9 слайд Описание слайда:
«Стадный инстинкт» у животных Всем животным в природе свойственен стадный образ жизни. Этот инстинкт в основе своей генетический. В животном мире инстинкт стадной иерархии — полезное свойство. Благодаря ему происходит естественный отбор. Естественный отбор – процесс очень медленный.
10 слайд Описание слайда:
«Стадный инстинкт» у людей У разных людей инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Люди, которые более склонны к стадности во всех ее проявлениях, больше подчиняются этому инстинкту (как и другим животным инстинктам в людях). Важный момент: принадлежность к стаду и место в этом стаде — неотделимы друг от друга.
11 слайд Описание слайда:
Лидер «стада» Лидеры многих кампаний занимают свою «должность» именно благодаря этому явлению. Существуют люди, для которых стадное чувство существует лишь на уровне факта: оно есть, однако эти люди ему не подвержены.
Зачастую это люди с лидерскими задатками, не нашедшие или не ищущие своего стада.
При наличии уже одного такого человека вблизи, а тем более в составе группы образование стада становится в десятки раз труднее, а в некоторых случаях просто невозможно.
12 слайд Описание слайда:
Последствия «стадного инстинкта» 1)Непереносимость одиночества и интеллектуальной изоляции. 2)Особая восприимчивость к голосу своего стада в вопросах мировоззрения, вкусов и желаний. 3) Лёгкая заразительность общими страстями.
4) Подчинённость лидерам, умеющим апеллировать к эмоциям, громче других выражать общее мнение, лукавить и льстить, подчас не отличаясь при этом компетентностью.
5) Зависимость отношений с людьми от признания их лояльными членами стада, «такими, как все».
13 слайд Описание слайда:
Пути преодоления «стадного чувства» Учиться правильно выражать свои собственные желания и потребности, а не идти на поводу толпы. Гораздо интересней толпу за собой повести, чем идти одним из них. Периодически и умышленно не делать то, что делают окружающие.
Иногда задавать себе вопрос: я это делаю потому что мне этого хочется, или потому что это делают другие? Ведь между человеком и животным есть маленькое, но очень существенное отличие. Для животных стадо – это единственный способ выжить, но у человека вопрос выживания не стоит.
Мы давно хотим не просто выживать как бараны, а жить полноценной свободной жизнью как орлы, мы хотим чего-то большего и уверены, что заслуживаем это.
14 слайд Описание слайда:
Итоги анкетирования «Стадный инстинкт» у молодёжи. 1) У вас самостоятельная. Вы учили эту тему , но у ваших друзей есть верные ответы .
Воспользуетесь ли вы ответами? Да Нет, ,я полагаюсь на свои знания 2) Все бегут, побежите ли вы? Да Нет, я буду стоять на своем месте Попробую узнать, что происходит 3) Если бы ваши друзья прыгали с парашютом, смогли бы вы совершить прыжок? Да, я бы без сомнения прыгнул(а) Нет ,мне страшно Не знаю
15 слайд Описание слайда:
Используемая литература: Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с. Аминов, И. И. Юридическая психология: учебное пособие / И. И. Аминов. – Москва: Юнити-Дана, 2014. – 270 с. Андронникова, О. О.
Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. – 262 с. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М.
Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с. Гуревич, П. С.
Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
- Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал
Проверен экспертом
Общая информация
Что такое «стадное чувство» и почему оно появляется у людей?
AN.NIK.I. Гений (75628) 14 лет назад АндНик. психологПривет, Марина! Стадное чувство — проявление скрытого желания безответственности и отсутствия индивидуальности.
Люди, обладающие ярко-выраженной индивидуальностью, уклоняются от стада, предпочитая высокоизбирательные и наполненные контакты с себе подобными.Стадный инстинкт — по В. Троттеру — склонность людей присоединяться к социальным группам, их вождям и подражать их поведению. Стадный инстинкт — по П. А.
Кропоткину — естественная склонность человека к солидарности и к созданию социальных групп.В Православии, в противовес стадности, существует СОБОРНОСТЬ.Она построена не на инстинктах, а на СОЗНАТЕЛЬНОМ выборе людей совместного выживания и служения Богу и другим людям.
Стадность появляется в людях, когда требуется предпринимать какие-либо действия, а отвечать за них не хочется. Тогда наступает время для всякого рода «вождей», которые берут людей под управление, и манипулируя ими, приходят к достижению своих целей.Так произошла Октябрьская Революция в России.. .
Это мерзкое и низменное явление, родом из животного мира, поротиворечащее Богосозданной природе Человека.PS
Посмотрите, какие одиозные личности наставили Вам «минусов»…
Oliver Просветленный (21627) 14 лет назад
видимо из-за зависти
Ejik Профи (595) 14 лет назад
Когда в одном месте собирается много людей, особенно агресивно настроеных, в пространсво от каждого из них выбрасываеться определённая энергия (в данном случае энергия агресии) . Человек попавший в эту толпу, как губка «пропитается» этой энергией, «настроеться» на эту волну. Даже еслу он был в прекрасном расположении духа, ему захочется разрушать. Вот.
Игорь Голубев Мыслитель (7938) 14 лет назад
АндНик. как всегда точен и прав.. .В стаде ходить удобнее — меньше ответственности и под шумок можно отщипнуть от чужого куска… Нет ничего более омерзительного, чем стадный инстинкт, ведущий к хаосу и духовной смерти…
Sergey Malashenkov Мыслитель (5092) 14 лет назад
Потому что человеческий разум представляет из себя одинаковую сущность для всех людей и отличается только наполнением (мыслями). Если и наполнение сделать единым, возникает резонанс энергии мысли, который и вызывает стадное чувство. Вообще коллективизм — это свойство человеческой души, а разум это ее неотъемлемая часть.
Светлана Федосеева Мыслитель (9904) 14 лет назад
Кстати, могу дать совет психилогов всем желающим. Если на вас, не приведи Господи, попрёт агрессивно настроенная толпа в ограниченном пространстве, повинуясь своему стадному чувству, срочно срывайте с себя ВСЮ одежду. Действует моментально и отрезвляюще! В противном случае могут затоптать, как слоны…
Психология масс и анализ человеческого «Я»
Мы недолго будем радоваться иллюзорному разрешению загадки массы этой формулой. Нас тотчас обеспокоит мысль о том, что мы, в сущности, сослались на загадку гипноза, в котором есть еще так много неразрешенного. И тут возникает новое возражение дальнейшему исследованию.
Мы должны сказать себе, что многочисленные аффективные привязанности, отмеченные нами в массе, вполне достаточны для объяснения одной из ее характерных черт: недостатка самостоятельности и инициативы у индивида, однородности его реакций с реакциями всех других, его снижения, так сказать, до массового индивида.
Но масса проявляет нечто большее, если мы рассмотрим ее как одно целое; черты слабости интеллектуальной деятельности, аффективной незаторможенности, неспособности к обуздыванию и к отсрочке, склонность к переходу границ в проявлении чувств и к полному переходу этих чувств в действия — все это и т. п.
, так ярко изложенное Лебоном, создает несомненную картину регрессии душевной деятельности до более ранней ступени, какую мы обычно находим у дикарей и у детей.
Такая регрессия особенно характерна для обыкновенной массы, в то время как у высоко организованных искусственных масс она, как мы слышали, не может быть глубокой.
Таким образом у нас получается впечатление состояния, в котором отдельные эмоциальные побуждения и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно и обязательно должны дожидаться подкрепления в виде однородного повторения со стороны других людей.
Вспомним о том, сколько этих феноменов зависимости относится к нормальной конституции человеческого общества, как мало в нем имеется оригинальности и личного мужества, как сильно каждый человек находится во власти установок массовой души, проявляющейся в расовых особенностях, в сословных предрассудках, общественном мнении и т. д. Загадка суггестивного влияния увеличивается для нас утверждением того факта, что такое влияние оказывается не только вождем, но и каждым индивидом на другого индивида, и мы бросаем себе упрек в том, что мы односторонне подчеркнули отношение к вождю, не обратив никакого внимания на другой фактор взаимного внушения.
Из чувства скромности мы захотим прислушаться к другому голосу, который сулит нам объяснение, исходящее из более простых основоположений. Я заимствую такое объяснение из прекрасной книги W. Trotter'a о стадном инстинкте и сожалею лишь о том, что она не вполне избежала антипатии, явившейся результатом последней великой войны.
Trotter считает описанные душевные феномены массы производным стадного инстинкта (gregariousness), являющегося врожденным как для человека, так и для других видов животных.
Эта стадность является биологически аналогией и как бы продолжением многоклеточности; в смысле либидинозной теории она является дальнейшим проявлением вытекающей из либидо склонности всех однородных живых существ объединиться в единицы большого объема.
Индивид чувствует себя неполным (incomplete), когда он один. Страх маленького ребенка является уже проявлением этого стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него и потому избегается со страхом. Стадо же отрицает все новое, непривычное.
Стадный инстинкт является чем-то первичным, неподдающимся дальнейшему разложению (which cannot be split up).
Trotter приводит ряд влечений (или инстинктов), которые он считает первичными: инстинкт самосохранения, питания, половой инстинкт и стадный инстинкт. Последний должен часто противопоставляться другим инстинктам. Сознание виновности и чувство долга являются характерным достоянием gregarious animal.
Из стадного инстинкта исходят, по мнению Trotter'a также и вытесняющие силы, которые психоанализ открыл в «Я», а следовательно и то сопротивление, с которым сталкивается врач при психоаналитическом лечении.
Своим значением язык обязан своей способности дать людям возможность взаимного понимания в стаде, на нем покоится, главным образом, идентификация индивидов друг с другом.
Подобно тому как Лебон в центре своего внимания поставил преимущественно характерные недолговечные массы, a Mc Dougall — стабильные общества, так Trotter сосредоточил свое внимание на самых распространенных объединениях, в которых живет человек, этот zwou politikou, и дал им психологическое обоснование.
Тrоtter'y не нужно искать происхождения стадного инстинкта, так как он считает его первичным и не разрешимым.
Его примечание, что Boris Sidis считает стадный инстинкт производным внушаемости, к счастью для него излишне; это — объяснение по хорошо известному, неудовлетворительному шаблону, и обратное положение, гласящее, что внушаемость является производным стадного инстинкта, оказалось для меня более очевидным.
Но против изложения Trotter'a можно с еще большим правом, чем против других, возразить, что оно обращает слишком мало внимания на роль вождя в массе, в то время как мы склонны к противоположному мнению, что сущность массы не может быть понята, если пренебречь вождем.
Стадный инстинкт вообще не оставляет места вождю, вождь только случайно привходит в стадо, и в связи с этим стоит тот факт, что из этого инстинкта нет пути к потребности в божестве; стаду недостает пастуха. Но, кроме того, изложение Trotter'a можно психологически опровергнуть, т. е.
можно по меньшей мере сделать вероятным, что стадное влечение поддается разложению, что оно не является первичным в том смысле, как инстинкт самосохранения и половой инстинкт.
Разумеется, нелегко проследить онтогенез стадного инстинкта. Страх маленького ребенка, оставленного наедине (Trotter толкует его уже как проявление инстинкта), легче допускает другое толкование. Он относится к матери, впоследствии к другим любимым лицам, и является выражением неисполненного желания, с которым ребенок не умеет ничего сделать, кроме превращения его в страх.
Страх оставленного наедине с самим собою маленького ребенка не уляжется при виде любого человека «из стада»; наоборот, приближение такого «чужого человека» вызовет лишь страх. У ребенка долго не замечают ничего, что говорило бы о стадном инстинкте или о чувстве массы.
Такое чувство образуется лишь в детских, где много детей, из их отношения к родителям, а именно: как начальная зависть, с которой старший ребенок встречает младшего.
Старший ребенок хотел бы, конечно, ревниво вытеснить младшего, отдалить его от родителей, лишить его всех прав, но ввиду того, что этот ребенок, как и все последующие, одинаково любим родителями, старший ребенок, не имея возможности удержать свою враждебную установку без ущерба для себя, вынужден идентифицировать себя с другими детьми, и в детской среде возникает чувство массы или общности, получающее свое дальнейшее развитие в школе. Первым требованием этого реактивного образования является требование справедливости, одинакового обращения со всеми. Известно, как громко и настойчиво проявляется это требование в школе. Если я сам не могу быть любимчиком, то пусть, по крайней мере, никто не будет любимчиком. Можно было бы считать это превращение и замену ревности чувством массы в детской и в школе чем-то неправдоподобным, если бы тот же самый процесс вновь не наблюдался несколько позже при других соотношениях. Стоит вспомнить о толпе мечтательно влюбленных дам и жриц, теснящихся вокруг певца или пианиста после его концерта. Вероятно, каждой из них хотелось бы отнестись ревниво ко всем другим, однако, ввиду их множества и связанной с этим невозможности достичь цели своей влюбленности, они отказываются от этого и вместо того, чтобы вцепиться друг другу в волосы, они действуют, как единая масса, благоговеющая перед тем, кого они чествуют, проявляя это сообща; они были бы рады поделиться его локоном. Они, первоначальные соперницы, могут идентифицироваться друг с другом, благодаря одинаковой любви к одному и тому же объекту. Если ситуация, как это обычно бывает, может быть разрешена с помощью инстинкта несколькими способами, то нет ничего удивительного в том, что осуществляется тот исход, с которым связана возможность некоторого удовлетворения, в то время как другой способ, даже более очевидный, не используется, так как реальные соотношения отказывают ему в достижении этой цели.
Дух общественности, esprit de corps и т. д., которые оказывают впоследствии свое действие в обществе, не скрывают своего происхождения из первоначальной зависти. Никто не должен иметь желания выдвинуться, каждый должен быть равен другому, все должны обладать одинаковыми ценностями.
Социальная справедливость должна обозначать, что человек сам отказывается от многого для того, чтобы другие тоже должны были отказаться от этого, или, что то же самое, не могли требовать этого. Это требование равенства является корнем социальной совести и чувства долга.
Неожиданным образом мы находим его в боязни инфекции у сифилитиков, которую мы поняли благодаря психоанализу. Боязнь этих несчастных является выражением их сопротивления против бессознательного желания распространить свою инфекцию на других.
Ибо почему же они одни должны быть инфицированы и лишены очень многого, а другие нет? Прекрасная притча о суде Соломона имеет это же самое ядро. Если у одной женщины умер ребенок, то другая тоже не должна иметь живого ребенка. По этому желанию можно было узнать потерпевшую.
Итак, социальное чувство покоится на превращении чувства, бывшего сначала враждебным, в положительно окрашенную привязанность, носящую характер идентификации.
Поскольку мы до сих пор проследили этот процесс, оказывается, что это превращение совершается под влиянием обшей нежной привязанности к лицу, стоящему вне массы.
Наш анализ идентификации кажется нам самим неисчерпывающим, но для нашей настоящей цели достаточно вернуться к тому положению, что масса требует строгого соблюдения равенства.
Мы уже слышали при обсуждении обеих искусственных масс, церкви и армии, что их предпосылкой является одинаковая любовь вождя ко всем участникам массы. Но мы не забываем, что требование равенства, существующее в массе, относится только к ее отдельным членам и не касается вождя.
Все участники массы должны быть равны между собою, но все они хотят, чтоб над ними властвовал вождь. Многие равные между собою, могущие идентифицироваться друг с другом, и один единственный, превосходящий их всех — такова ситуация, существующая в жизнеспособной массе. Следовательно, мы позволяем себе внести коррекцию в выражение Trotter'a что человек — стадное животное; он является скорее животным орды, участником орды, предводительствуемой вождем.
Что такое стадный инстинкт и можно ли с ним бороться?
Каждому из нас в той или иной мере знакомо то, о чем пойдет речь в нашей статье.
Хотя, когда произносят слова «стадный инстинкт», то первая ассоциация, возникающая в нашем сознании – это животные.
Ведь именно они живут, собираясь в стада. И это не просто так, из прихоти (на которую, впрочем, не способны звери), это вопрос выживания.
- В стадах и стаях существует жесткое распределение ролей, то есть кто-то в иерархии стоит выше, являясь вожаком, другие на вторых и третьих ролях, а уж потом простые члены группы.
- Те, кто стоит выше – пользуются, так сказать, авторитетом, способны руководить всей группой, остальные же безоговорочно подчиняются вожакам, следуя за ними.
- Грубо говоря, они полностью полагаются на лидера, слепо вверяя свои жизни более сильной особи.
- Хорошим примером стадного инстинкта у животных можно назвать массовое самоубийство овец восемьдесят шестого года прошлого века в графстве Корнуолл, Англия.
Никто доподлинно не знает, что побудило вожака огромного стада, крупного барана, во всех отношениях здорового и сытого, прыгнуть в море с прибрежных скал, увлекая за собой всех остальных.
Может быть, его просто что-то сильно испугало и он пытался скрыться бегством.
Стадо включало в себя несколько тысяч особей, и все они не раздумывая бросились в пенные буруны прибоя. Прибой в тот злосчастный день окрасился в кроваво-красные тона.
Как ни странно, но этот удивительный инстинкт присущ и человеку, что еще раз доказывает наше кровное родство с животными. За миллионы лет цивилизации мы, собственно, живем по тем же принципам, что и наши далекие предки человекообразные обезьяны.
Кстати, основная масса приматов – индивидуалы. Лишь несколько видов, включая гиббонов, подчиняются стадному инстинкту. В животном мире такое явление является даже полезным, так как оно позволяет накапливать какой-то опыт, путем естественного отбора выбирать самых сильных, умных и живучих особей.
Для человека такой вид отбора неприемлем, даже из соображений морали. Однако мы всеми силами поддерживаем в себе это стадное чувство, выбирая лидеров, поклоняясь кумирам и следуя за руководителями всех мастей. Это зачастую приводит нас в ту же пропасть.
Ученые провели социологический тест, в котором задействовали около двух сотен человек. Всех «подопытных» собрали в помещении, и, запретив общение, сказали двигаться в произвольном направлении. Запрещено было не только разговаривать, но и обмениваться жестами или подавать какие-либо другие знаки.
Несколько человек из группы при помощи скрытого микрофона получали информацию о том, как следует передвигаться по залу, что они с успехом и проделывали.
Эксперимент показал именно те результаты, которые и предполагались учеными. Люди подсознательно присоединились к тем, кто «знал дорогу», то есть уверенно двигался в определенном порядке и направлении. Причем ведомые даже не догадывались, что ими руководят и направляют.
Мы готовы слепо следовать за лидером, если он якобы точно знает куда идти.
Вывод: сознание на тот момент отключается, как не получающее достаточной информации, а включается стадное бессознательное, о котором нам еще полвека назад твердил дедушка Зигмунд.
Большую роль в подчинении отдельного человека толпе играет скорость принятия решения. Подсознание человека срабатывает гораздо быстрее, чем его сознание.
В этот момент и проявляется эффект копирования, на подсознательном уровне твердящий нам: «Раз туда идут люди, делают что-либо, занимаются чем-то особым, то и мне нужно идти, делать, заниматься. Ведь они не хотят себе плохого, значит и мне это не повредит».
Психология называет это «эффектом зеркала», именно так дети учатся выживать в окружающем мире. Они смотрят на взрослых, подражают им, полностью доверяясь старшим в принятии решений.
Ведь маленький ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что будет ошибочным и опрометчивым шагом. Потому и советуют не курить при детях, не употреблять спиртное и так далее.
Стадный инстинкт часто используется различными мошенниками и шарлатанами.
Нечистые на руку политики, а еще в большей мере – рекламщики высокого уровня, способны манипулировать толпой, используя те моменты, когда индивидуальность заканчивается и начинается стадо.
В роликах выдающиеся альфа-самцы пьют «Клинское», хрустят чипсами и «Кириешками», смачно жуют «Стиморол». Чем не пример для подражания?
Про Гитлера-Сталина вспоминать как-то не принято, но кричащие и вскидывающие руку толпы наводят на однозначные выводы. А совсем недавно на этом же принципе отлично сработало «Белое братство» и «Посольство Божье» Сандея Аделаджи.
Человек сломя голову бросается в пропасть, вкладывает деньги в МММ, пишет дарственные на последнюю жилплощадь, чтобы только быть таким как все: членом, участником, приобщенным…
Есть и обратная сторона нарисованной нами, такой непривлекательной, медали. Люди с недоверием относятся к науке, которая постоянно в чем-то не уверена. Лучшие мозги, существующие сейчас и ранее на нашей планете, всегда твердили, что на самом деле ничего не знают, а толпе нужна именно уверенность.
Стереотипы – вот что управляет жизнью и поведением. Ученые сомневаются, а для лидера это полный крах. Процитирую Библию, да простят меня приверженцы всех монотеистический религий: «Сомневающийся подобен волне, которая накатывается на берег и разбивается об него».
Среди «человеков» есть и такие, чье стадное чувство, ощущение единения с толпой напрочь отсутствует или выражено крайне мягко, так сказать, в легкой форме. Таких людей общество отвергает, подвергает остракизму, считает «чудиками», «уродцами» или преступниками.
Обычно люди такого плана высокоразвиты в эмоциональном и интеллектуальном смысле, они имеют свой собственный взгляд на окружающую действительность и понимают особую ценность индивидуальности.
Этим чудакам не нужны «Прада» и «Картье», они не «шагают по трупам» вверх по карьерной лестнице, не участвуют в конкурсах красоты и не ездят на дорогущих «поршах».
Они просто делают то, что им действительно нужно, интересно и полезно.
Эволюция медленно, но уверенно убивает инстинкты, отбрасывая их за ненадобностью, словно отработанный материал. И сколько бы ни «упиралось» стадное чувство, сопротивлялось и цеплялось изо всех сил, судьба его – кануть в Лету, стать жертвой на алтаре развития человека. Если он действительно желает и способен развиваться.
источник
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Из большинства — в меньшинство, или размышления о стадном инстинкте
- Человек — существо стадно-коллективное.
- У кого-то велика потребность в принадлежности к «стаду», к коллективу низшего уровня.
- Кто-то не мыслит себя без «стаи», коллектива более высокого уровня.
Члены «стада» характеризуются безвольностью, повышенной внушаемостью, ленью, потребностью в «пастухе». Такие люди легко вверяют свою судьбу «особенному пастуху». Он использует «стадо» в своих целях, удовлетворяя свои потребности – в славе, деньгах, власти.
Правда, качественно скрывая это за демонстрацией собственной исключительности, подавляя членов «стада» так, чтобы они не замечали это. Неразумных легко обмануть.
- «Стадники» — ведомые люди… Качественно исполняют роль Жертвы – государства, школы, вуза, родителей, любви, ипотеки, кредитов, всевозможных пирамид, сект и сомнительных организаций.
- А что можно сказать о самом «чудо-пастухе» безвольных и ленивых?
- Он строго соблюдает правило «Все – для и за одного»: «стадо» создаётся для решения его внутренне-личностных проблем.
Он тщательно отбирает, что должны знать в «стаде», а что – нет. Таким образом, сужается кругозор, мышление, самостоятельность «стадников», ограничивается их развитие.
Чем к большему количеству членов в «стаде» «пастух» стремится, тем очевиднее его неуправляемая зависимость от собственных страстей и потребностей. В общем, «чудо-пастух» сам зависим от своего «стада» даже более, чем его члены. Все силы «чудо-пастуха» направлены на то, чтобы скрыть от «стада» свою уязвимость. По ночам ему не спится…
Люди, реагирующие на харизму, неадекватно восхищающиеся харизматической личностью, мечтающие быть «как он», легко ставят такого человека во главе своей жизни, «делая» его своим лидером без каких-либо подтверждений достойности, кроме внешних регалий, понтов и рекламы – типичное проявление стадного инстинкта.
Принадлежность к «стаду» не предполагает у его членов особых выраженных индивидуальных особенностей и самостоятельности мышления. «Очаровательно-особенный пастух» не в состоянии управлять теми, у кого ярко выражена индивидуальность. Кишка тонка. Поэтому индивидуальность в «стаде» жёстко вытравляется, а «самым-самым» может быть только харизматичный «чудо-пастух».
Если вы видели когда-то таких «пастухов» среди людей, то легко проведёте параллель с животным миром:
«На птичьем дворе всегда есть главная, доминирующая курица. Чтобы утвердить свое господство, она клюет своих соседей направо и налево, если они недостаточно поспешно уступили ей дорогу или место у кормушки, и никто из обиженных не решается дать этой птице сдачи». Источник: Мега энциклопедия о животных.
Вряд ли кто-то из вас, уважаемые читатели, хотели бы быть такими несчастными жителями «птичьего двора» — «стада».
А «стадник» не понимает, что он как раз та «курица», которую клюют. Для него бесконечно непостижимо то, что человек может быть сам по себе. У такой «курицы» в голове не умещается мысль о том, что, если человек не в стаде, это не значит, что он слабак, тупой, неумёха и пр.
В «стаде» только одна оценка: правильно и неправильно. Всё, что внутри «стада» делается, говорится и исходит от «чудо-пастуха» — это правильно. Всё, что вне «стада» — всё неправильно.
Стадные люди силу группы оценивают только по её численности, не чувствуя разницы между количеством и качеством.
У стадных людей нет системы оценки, чтобы понять, что много – это не всегда качественно. А качественно – это не обязательно много.
Люди, играющие социальную роль Жертвы в человеческом обществе, стремятся выстроить своё общество — лучшее, справедливое, правильное, где они будут оценены, воспеты. А в результате попадают в великую иллюзию – «стадо».
Ловцы душ Жертв легко собирают новобранцев в свои «стада», превращая их в «дойных коров», «овец» и прочих, вырабатывающих для такого «пастуха» почитание, признание, славу, деньги, подчинение, разделяющие с ним «обрезанное», костное мировоззрение.
Члены «стада» страдают двумя страхами – быть изгнанным из стада и быть худшим в своём стаде. Вся энергия «стадников» направлена на то, чтобы «чудо-пастух» похвалил их за старание, послушание, подчинение и нагуленный «жирок» с «шерстью», которые «пастух» с выгодой для себя сострижёт с них.
Как только «стадник» уходит из стада – он объявляется предателем, неблагодарным, врагом, смердом и пр.
Пока «стадник» желает быть внутри «стада» — ему помочь невозможно. Он слепо верит «чудо-пастуху» и не видит, как его жизнь катится под откос.
Живут «стадники» в своём «стаде» до тех пор, пока не перерастают его, понимая, что принадлежность к стаду и надежда, что какой-то «пастух» сделает твою жизнь счастливой – тщетна. Надеяться на «чудо-пастуха» — это незрелость. Созрел – вышел из стада. Не созрел – пасись там, куда тебя «пригнали» и подставляй бока для «стрижки шерсти».
Вышедшему из стада требуется реабилитация, т.к. роль Жертвы продолжает исполняться. А новая ещё не освоена. Способность к управлению собственной жизнью у бывшего «стадника», самостоятельное мышление, осознанность — снижены до нуля.
Тяжело живётся «стадникам» в пост-«стадном» периоде. Хорошо, если они попадут в нормальный коллектив. Всё-таки, человек — существо коллективное…
В более зрелом коллективе – в «семье» или «стае» — развиваются и шлифуются человеческие качества, как индивидуальности. В зрелом коллективе не занимаются тотальной идеологической обработкой личностей, т.к. его члены являются зрелыми личностями, обладающими высоким уровнем интеллекта и достаточным количеством опыта, быстро распознают подобные манипуляции.
Лидер следит, чтобы коллектив выполнял правило: «Один за всех и все за одного».
Оригинальное мышление, широкий кругозор, способность принимать решения, управлять людьми, брать на себя ответственность, высокая степень самоорганизации, способность к самообучению и самосовершенствованию каждого члена приветствуются.
Лидером является наиболее авторитетный человек, разбирающийся в вопросах власти, управления, контроля. Его авторитет поддерживается результатами, а не понтами или рекламой. Такой лидер с заслуженным авторитетом не нуждается в слепом почитании и поклонении.
Безропотные «овцы» в таком коллективе не смогут самостоятельно мыслить, делать анализ, принимать решения, брать на себя ответственность. Т.е. не смогут достигать тех целей, на которые нацелен коллектив, который ведёт лидер.
Способность лидера определять таких людей высока, поэтому «стадные» люди в такой коллектив попасть не смогут.
Лидер спокойно относится к решению члена коллектива, когда тот решает, что теперь ему «не по пути» — другие цели, другие ценности меняют жизненные приоритеты участника коллектива – это заслуживает уважения.
Наша автоматическая склонность считать то, что делает большинство, правильным, приводит нас в тот или иной коллектив.
Прочны наши допущения, что, если множество людей делают одно и то же – значит, они знают что-то такое, чего не знаем мы. И мы включаемся в эту коллективную игру подражания.
Принадлежность к коллективу может принести пользу – неоценимый опыт, как положительный, так и отрицательный. Да, это так.
Но принадлежность к коллективу вовлекает нас в процесс закрепления шаблонных, культуральных моделей поведения, мышления.
Увы, со временем то, что должно было помогать человеку развиваться, сковывает его по ногам и рукам.
И человек опять оказывается в сетях большинства – проблемных, неразрешимых вопросах бизнеса и личной жизни. То, что подходит для всех, не подходит лично тебе.
Меньшинство решается разорвать эту привычную сеть обыденных взглядов, знаниями расширяет свой кругозор в познании мира – начинает изучать природу человеческих взаимоотношений, влияния, контроля, власти, успешности. Обнаруживает механизмы, влияющие на счастливость и успешность.
- И вот тогда вы встаёте перед выбором – жить с большинством, не понимая, где реальность, а где привычные шаблоны? Жить в неведении…
- Или жить среди большинства, но БЫТЬ тем меньшинством, которое обладает знаниями природы и сути реальности и её составляющих – власть, контроль, управление, счастье, отношения.
- Среди большинства привычнее… Можно жаловаться на судьбу, начальника, партнёра, сотрудников, государство…
- Быть меньшинством – видеть тончайшие слои причинности всего происходящего в вашей жизни – значит, обладать неоспоримым преимуществом.
- Разве можно отказаться от такой роскоши – перестать сетовать на обстоятельства и людей, и моментально диагностировать ситуацию по «хитрым» признакам, принимая решение, что делать?
- Разве можно отказаться от роскоши видеть реальность – в бизнесе и личной сфере?
- Мы все хотим знать секрет счастливой семейной жизни и успешного бизнеса.
- Он есть.
- Это путь – из большинства в меньшинство, которое не только на словах обозначает своё желание управлять своей судьбой, жизнью, но и готово приступить к освоению этого искусства.
- Попадая под власть, действующей на большинство, человек перестаёт замечать, что живёт не так, как планировал, как хотел…как хочется…
- Какая такая власть заставляет вас жить не так, как желаете?
Вы живёте в обществе и не планируете быть отшельниками. Но усталость от тщетности ваших действий уже накопилась. Значит, пришла пора ЗНАТЬ: КАК, не уходя из большинства, БЫТЬ в меньшинстве – разбираясь в механизмах власти, влияния – управлять своей судьбой?
- На эти и другие вопросы вы получите ответы на очередной Игре.
- Регистрация уже открыта.
- Мне ничего неизвестно о том, что вы думаете и чувствуете до тех пор, пока ВЫ не написали…
- С уважением к Вам, Романова Елена.
Оставить комментарий