
Вроде бы уже всем известно, что вредные привычки у детей не появляются ниоткуда — малыши сосут пальцы, грызут ногти и совершают другие неосознаваемые действия из-за нервного напряжения.
Но родители все равно машут пальцы чем-нибудь горьким и стараются «подловить» грызущего ногти ребенка — чтобы отучить от вредной привычки. Но это не помогает.
Как действовать правильно, рассказывает психолог Наталья Барложецкая.
Почему ребенок грызет ногти
«Нашей девочке почти четыре года. Сгрызает ногти до крови (буквально), до узких полосочек у кутикулы. Это длится почти год.
Мы, конечно, делали замечания, наказывали и пытались разными способами отучить ее от этой вредной привычки. Она стала прятаться и грызть ногти украдкой.
Прочитали рекомендации детского психолога, совместно с мужем решили не давить на ребенка. В результате — стала грызть ногти при нас!
Увещевали, что в животике заведутся микробики, что такие красивые ноготки, как у мамы, не вырастут, — все бесполезно. Семья полноценная, благополучная, ребенку уделяется достаточно внимания.
Мы много времени проводим вместе, и малышка всегда под присмотром, так что напугать ее незаметно для нас никто не мог. В общем, причин для стресса у ребенка не видим.
Может быть, нехватка каких-либо химических элементов в организме?»
Привычка грызть ногти очень распространена как среди детей, так и среди взрослых, чаще всего она свидетельствует о неумении человека расслабляться и снимать нервное напряжение другим способом.
Существует целый набор вредных привычек, а грызение ногтей — лишь одна из них. Дети обычно грызут ногти, выдергивают волосы, ресницы, сосут одеяло или палец и кусают губы. У взрослых круг вредных привычек гораздо шире: к вышеперечисленным добавляются гастрономическая любовь к карандашам и ручкам, курение, алкоголь, употребление матерных слов и т.д.
Именно поэтому так важно еще в детстве научиться расслабляться и избавляться от внутреннего напряжения адекватными способами, формирующими здоровый образ жизни, — много гулять, бегать, плавать, кататься на велосипеде.
Принято считать, что причина возникновения вредной привычки — это стресс и общая невротизация жизни человека. При этом стресс у детей могут вызывать как отрицательные, так и положительные изменения, происходящие в их жизни. Любое событие, приводящее ребенка в возбужденное состояние, может стать причиной возникновения вредной привычки и фактором, возбуждающим повторение этого действия.
В любом случае необходимо понять, что именно является обстоятельством, инициирующим подобное поведение.
В качестве первоначальных причин могут выступать: развод родителей, смерть близких, переезд, смена места учебы (детского сада или группы раннего развития), пребывание в шумной компании, затянувшиеся праздники, просмотр телевизора, поздний отход ко сну, интенсивная смена видов деятельности и т.д.
Родители не всегда могут сами увидеть основания для волнений ребенка, но это не значит, что их нет. В ситуации, когда взрослые совсем не замечают связи между содержанием жизни малыша и вредной привычкой, лучше прийти на очную консультацию к специалисту.
Чего не надо делать, если ребенок грызет ногти
Начиная борьбу с вредной привычкой у ребенка, родителям необходимо выработать для себя несколько правил.
- Прежде всего необходимо понять, что бороться следует не с видимым проявлением привычки, это почти никому не удается, а с причиной нервного напряжения, которое вызывает подобные действия.
- Имея дело с вредной привычкой, главное — не переусердствовать с вниманием. Чем больше внимания и беспокойства уделяют родители этому вопросу, тем сильнее закрепляется данное пристрастие в поведении ребенка. Подсознательно малыш чувствует настороженное внимание родителей к его действиям, даже если они ничего не сказали. От этого внутреннее напряжение растет, и привычка закрепляется все сильнее.
- Не используйте никаких наказаний по отношению к ребенку. Привычка — это неосознаваемое действие, доведенное до автоматизма. Давление родителей почти всегда выливается в угрозы, упреки, наказания, но вместо того, чтобы снижать уровень напряженности, эти средства приводят только к закреплению нежелательного поведения. Отказ от таких форм воздействия сам по себе даст наилучший результат в предотвращении или избавлении ребенка от привычки.
- Позвольте ребенку проявлять свои чувства. Не подавляйте агрессию или другие эмоции малыша (слезы, смех, тревогу и т.д.). Вредная привычка — это попытка избавиться от психологического дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия. Это как бы выход задавленной агрессивности и эмоциональной расторможенности.
- Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не обсуждайте вредную привычку с другими людьми в присутствии ребенка.
Как отучить ребенка грызть ногти, сосать пальцы?
- Постарайтесь определить первоначальную причину возникновения стресса и напряженности, угнетающих малыша, а затем попытайтесь ее устранить. Возможно, вы сами слишком нервозны и малыш лишь копирует ваши действия. Или вы чересчур суровы и требовательны в отношениях с ним, или очень строго его наказали.
Вероятно, требуют коррекции отношения с другими членами семьи, другими детьми или сверстниками. Тысячи всевозможных событий дня могли взволновать ребенка, вызвать у него раздражение, но ему не представилась возможность отвести душу.
Нужно постараться снять это нервное напряжение и добавить в его жизнь спокойствия, веселья и радости.
- Если привычка уже устоялась, понаблюдайте за тем, когда она проявляется меньше, а когда больше. Если привычка грызть ногти особенно часто проявляется при просмотре телепередач, можно уменьшить время пребывания ребенка перед телевизором, заменить просмотр походом в кино и т.д. Главное — изменяйте ситуацию, а не поведение ребенка.
- Замените вредную привычку на здоровую. Полезно, чтобы руки ребенка были заняты — лепкой, рисованием, игрушкой и т.д. Например, можно предложить во время просмотра телевизора заниматься еще какой-нибудь деятельностью: вязать, вышивать, лепить, рисовать, перебирать мелкие игрушки, грызть овощи (морковь) и т.д. Главное — руки должны быть заняты!
- Учите ребенка расслабляться, снимать напряжение — физическая активность в течение дня значительно снижает уровень нервного напряжения. Чаще гуляйте, посещайте бассейн, уделяйте время здоровью и правильному питанию.
- Старайтесь не перевозбуждаться сами и не перевозбуждать ребенка в течение дня. На ночь малышу лучше всего принять ванну с солью или успокаивающим сбором, сделать легкий релаксирующий массаж и дать максимально возможное количество телесного контакта.
- Говорите в адрес малыша добрые слова, хвалите за малейшее достижение, будьте к своему ребенку внимательны и терпимы.
«Моей дочке четыре с половиной года. Я воспитываю ее одна, мне помогают мои родители. В последнее время участились случаи дочкиных истерик, особенно вечерами, когда я прихожу с работы. Во время этих приступов она говорит страшные вещи: что она себя ненавидит, вырывает волосы, говорит, что сдерет с себя кожу и что все равно себя убьет…
Мы все в ней души не чаем, уделяем ей все свободное время. Она лучшая ученица и в английской группе раннего развития, и на хореографии. Прекрасно развита и контактна. У нее очень высокий интеллект, это отмечают все преподаватели.
Что делать? Как на это реагировать? Бывает ли у детей ее возраста такое? И нужно ли это лечить?»
Ненависть к себе, вред себе (вырывает волосы, «сдерет кожу») — это аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Подобные состояния встречаются и у детей, когда невозможно или страшно проявить свою агрессию по отношению к другому человеку.
Возможно, у вашей дочери есть представление о том, что «умница» и «хорошая девочка» не должна злиться на маму, бабушку, дедушку. А поскольку каждый из нас испытывает разные чувства к своим близким, в том числе и злость, обиду, раздражение, то вашей дочери ничего не остается, как злиться на себя.
Конечно, лучше всего в такой ситуации обратиться к детскому психологу, а пока:
- Во время истерик или подобных высказываний поговорите с дочерью, покажите, что вы ее понимаете: «Ты злишься на себя. А за что ты себя ненавидишь? Ты хочешь наказать себя, поэтому рвешь волосы?» Внимательно выслушайте все, что скажет ребенок.
- Часто бывает, что подобным поведением ребенок выражает свой протест против какой-либо ситуации. Возможно, какие-то обстоятельства в семье переживаются им как травматические (например, ваш уход на работу, разные требования, предъявляемые вами и бабушкой, и т.д.).
- Важно, что проявления аутоагрессии бывают чаще всего именно в период прихода с работы мамы. Возможно, подобным образом девочка пытается восполнить дефицит внимания с вашей стороны. Ведь когда она так себя ведет, вы ее обнимаете, пытаетесь успокоить.
Телесный контакт очень важен для маленького ребенка, для него это проявление любви и нежности. Если малышу не хватает этого, он пытается сам найти способы получить желаемое. Родители обязательно должны обнимать и целовать ребенка несколько раз в день, независимо от того, как он себя ведет.
- Больше говорите дочке, что любите ее ни за что, просто так, потому что она ваша дочка.
Привычка сосать пальцы — это проблема?
Среди теплых маминых рук, мягких игрушек и уютной постели у малышей бывает еще одно приятное успокаивающее занятие — посасывание пальчиков. Согласно последним исследованиям порядка 75-95% детей осваивают это неприхотливое занятие. Так что велик шанс, что и у вас в семье подрастает такой малыш. Есть ли повод для беспокойства?
Большинство детей обсасывают свои пальцы с очень юного возраста, некоторые начинают еще в утробе матери. Сосание — это естественный рефлекс для малышей и служит важным целям. Он создает ощущение безопасности и защищенности. Он же может и расслаблять. Именно поэтому многие дети сосут пальцы, засыпая.
Согласно данным Американской Стоматологической Ассоциации дети сами бросают привычку сосать пальцы в возрасте от двух до четырех лет. Они просто перерастают этот рефлекс, он становится бесполезен.
Однако некоторые дети продолжают сосать пальцы вплоть до дошкольного возраста. Если ваш ребенок все еще сосет пальцы к моменту появления постоянных зубов, значит пора активно действовать, чтобы устранить эту привычку.
На что нужно обратить внимание
Прежде всего, проследите, как ваш ребенок сосет пальцы. Если он сосет пассивно, то есть его палец свободно лежит в полости рта, то это не вызовет значительных проблем.
Если же наоборот, он давит пальцем на зубы или дёсна, то это может изменить прикус, вызвать неровный рост зубов и челюстей у ребенка. Частое интенсивное давление может изменить даже форму лица.
Все это в дальнейшем потребует лечения у ортодонта.
Основные изменения от сосания пальцев:
- формирование щели между верхними и нижними передними зубами (открытый прикус, невозможность откусывать пищу передними зубами);
- наклон передних зубов вперед;
- сужение верхней челюсти (перекрестный прикус).
Как помочь ребенку бросить эту привычку
Эту привычку довольно сложно преломить, когда ребенок получает от нее удовольствие! Прежде всего нужно отучить ребенка сосать пальцы днем, и только потом он отучится делать это ночью.
- Будьте всегда позитивны и поддерживайте ребенка. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за сосание пальцев, поощряйте его за то, что не сосет.
- Одевайте варежку или носок на его руку не в качестве наказания, а как напоминание о необходимости взрослеть. Можно использовать бандажи или наносить горчицу на ногти.
- Используйте систему ежедневных поощрений: за каждый день без сосания пальцев ребенок получает наклейку, за семь дней с наклейками он может выбрать себе приз: поход в зоопарк, новый набор кубиков. За месяц с наклейками он получит какой-то более значительный приз. Как правило, к этому времени привычка уже исчезает. Делайте ребенка активным участником своего лечения, это быстрее позволит добиться успеха.
- Если вы видите, что причина сосания пальцев вызвана страхами ребенка, тогда работу необходимо проводить с устранения его тревожности, а не вредной привычки.
- Наблюдайте за временем появления сосания пальцев (в дороге, на длительном киносеансе) и старайтесь в таких случаях создавать развлечения или отвлекающие занятия.
- Объясните ребенку подробно, что случится с его зубами, если он продолжит сосать пальцы.
Чем может помочь ортодонт
Ортодонты могут предложить вашему ребенку приспособления, которые затруднят его привычку сосать пальцы. Это своеобразные пластинки с ограничителями на небе.
Если ребенок бросил свою привычку до возраста 6-7 лет, то небольшие изменения положения зубов обычно проходят сами за счет роста челюсти. В случае, когда постоянные зубы повергались воздействию, изменить их положение могут только специальные ортодонтические аппараты. К счастью, они с успехом справляются с этой задачей.
Однако коррекцию прикуса у детей можно начинать только после устранения привычки! В противном случае лечение будет неэффективным.
Тики и синдром Туретта
Синдром Туретта — заболевание нервной системы, характеризующее наличием двигательных и психоэмоциональных нарушений.
Двигательные нарушения проявляются наличием сложных тиков — непроизвольных быстрых, нерегулярных движений или вокализаций.
При синдроме Туретта наблюдаются как моторные (например, моргание глазами, пожимание плечами, касание предметов, запрокидывание головы назад), так и вокальные (например, покашливание, посвистывание, повторение слов) тики.
Важным отличием тиков от других расстройств движения является возможность ненадолго подавить его, хотя это сопровождается нарастанием внутреннего напряжения. Кроме того, тикам может предшествовать ощущение непреодолимой потребности совершить движение, из-за чего может создаться впечатление, что оно произвольно.
Тики усиливается на фоне тревоги, волнения, недосыпания, стресса и уменьшаются при напряженной увлекательной для человека деятельности.
Как правило, тики возникают еще в детстве, максимально выражены в подростковом возрасте, а затем уменьшаются. Примерно у 1/3 пациентов с наступлением зрелого возраста тики могут полностью исчезнуть, вместе с тем в еще 1/3 случаев выраженность тиков может не уменьшаться даже во взрослом возрасте.
Кроме тиков пациентов также беспокоят психоэмоциональные нарушения. Это может быть обсессивно-компульсивный синдром, синдром нарушения внимания и гиперактивности, раздражительность, тревожность и др. Иногда подобные нарушения могут инвалидизировать больше, чем сами тики.
У меня тики, значит ли это, что у меня синдром Туретта? Нет. Не у всех людей с тиками наблюдается синдром Туретта. Это могут быть как моторные или вокальные тики вне синдрома Туретта, так и другие состояния, при которых тики являются только одним из проявлений.
Для того чтобы установить причину тиков, необходима консультация специалиста. Он сможет подсказать, действительно ли ваши симптомы являются проявлением того или иного заболевания и при необходимости назначит дополнительные диагностические процедуры.
Какие есть возможности лечения? Полностью вылечить заболевание невозможно. Но существует терапия, которая может улучшить психоэмоциональное состояние и уменьшить двигательные нарушения.
Выраженность тиков при данном заболевании, а также то, насколько они мешают в повседневной жизни, сильно варьирует от случая к случаю. Поэтому терапия всегда индивидуальная.
При легких проявлениях заболевания рекомендуется психотерапия, медикаментозное лечение назначается только при большей выраженности симптомов. В наиболее тяжелых случаях, когда лекарства не помогают, существует возможность оперативного лечения.
Для чего нужна консультация невролога? Если вы подозреваете появление тиков у себя или своих близких, лучше сразу обратиться к специалисту. Он поможет вам установить правильный диагноз и подробно расскажет о заболевании.
Диагноз тиков и синдром Туретта является клиническим, и специальных тестов для его подтверждения не существует. Однако при нетипичных проявлениях и подозрении на вторичные причины врач может назначить вам доосбледование.
- Невролог поможет вам определиться с необходимостью медикаментозной терапии и подберет необходимый круг препаратов с учетом всех проявлений заболевания.
- При тяжелой степени выраженности тиков и отсутствии эффекта от трех и более препаратов, врач обсудит с вами возможности хирургического лечения.
- Больше по данной теме:
- 5 неврологическое отделение ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Тики. Заключение по навязчивостям
Тики (от фр.
tic) — относительно простые, напоминающие целенаправленные, возникающие внезапно, с разной частотой и без определённого ритма непроизвольные движения, в которых принимают участие различные мышечные группы.
Тики исчезают во сне, варьируют по интенсивности, обычно усиливаются при волнении, могут на время подавляться усилием воли, их легко имитировать. Длительность тикозного движения составляет от 50 до 500 мс.
Тики различаются по сложности. Простые тики характеризуют сокращения одной мышечной группы, сложные тики — ряда мышечных групп. Чаще всего тики начинаются в детстве, нередко сохраняются годами, в некоторых случаях — на протяжении всей жизни пациента.
У детей в возрасте от 6 до 12 лет встречаются с частотой 6–18%, к 17–18 годам у большинства из них исчезают. Тикам могут сопутствовать тревога, депрессия, заикание, гиперсенситивность, беспокойство, неуверенность в себе.
У трети детей с тиками один или оба родителя страдают психическим расстройством.
Систематизация тиков по их внешним признакам встречает некоторые затруднения, поскольку моносимптомные тики наблюдаются относительно редко. Принято различать, к примеру, тики, связанные с той или иной функциональной двигательной системой.
Респираторные тики связаны с дыханием. Это шмыганье носом, хмыканье, покашливание, шумное втягивание воздуха и его выдыхание. Вербальные тики связаны с речью.
Это непроизвольное произнесение отдельных слов, в том числе бранных, употребление в речи слов-паразитов, воспроизведение «речевого мусора», частности, растягивания лишних звуков, заполняющих паузы между фразами или словами.
Оперкулярные тики связаны с жевательной мускулатурой. Это чавкание, чмокание, цоканье, высовывание языка, игра желваками, щелканье языком, оскал зубов. Лицевые тики связаны с мимической мускулатурой.
| Тики могут являться признаками серьезного психического или соматического расстройства. Обратитесь к специалисту, если заметили за близким человеком признаки тиков |
Это гримасничанье, сморщивание носа, подмигивание и др. Мануальные тики связаны с мышцами рук. Это щелканье пальцами, потирание ладоней, вращение кистью, сжимание кулаков и др.
Другой, вероятно, не менее предпочтительной является систематика тиков А.Дж.Лиса (1989), которую мы также представим. Автор группирует тики по частям тела, в которых они возникают, отмечая при этом, что частота тиков идёт в порядке убывания от верхней части лица по направлению к ногам. Тики в этой систематике выглядят так.
- Тики лица: моргание, вращение глазами, закатывание глаз, фиксирование взгляда, широкое открывание глаз, прищуривание, подмигивание, поднятие бровей, движения скальпа, нахмуривание бровей, сморщивание носа, подёргивания ноздрей, открывание рта, гримасничанье, перекашивание лица, поджимание губ, выпячивание губ, подёргивания губ, сплёвывание, щелканье языком, хватательные движения ртом, облизывание, прикусывание губы, скрежетание зубами, прикусывание слизистой полости рта, выпячивание челюсти, сокращение кожной мышцы шеи, сосательные движения, потирание подбородка.
- Тики головы, шеи, плечевого пояса: вскидывание головы, кивание головой, подёргивания головой, наклон головы, покачивание головой, вращение головы, приподнимание плеч, сгорбливание, вытягивание шеи.
- Тики рук: подёргивания рук, сжимание пальцев в кулак, вытягивание пальцев, щелканье пальцами, движения пальцами, как при игре на пианино, резкое распрямление рук, сгибание руки в локте, отведение плеча.
- Тики туловища: толчкообразные движения таза, тик в виде приветствия (поклоны), подёргивания мышц живота, подёргивания грудных мышц, выпячивание живота, сжимание ягодиц, распрямление плеч и выпячивание груди, сокращение прямой мышцы живота.
- Тики ног: подёргивания стопы и большого пальца, сгибание бедра, отведение бедра, резкие выпады ногой вперёд, перекручивание пальцев, тыльное сгибание стопы, сгибание ноги в коленном суставе, разгибание ноги в коленном суставе.
По своей природе тики неоднородны. В этом плане различаются следующие тики.
1. Органические тики — характеризуют резидуально-органическое повреждение головного мозга. Такие тики нередко сочетаются с явлениями синдрома гиперактивности и психоорганической симптоматикой. Тики обычно статичны, стереотипны, относительно просты, они не привлекают к себе внимание пациента, не усиливаются при волнении (Ковалёв, 1971, 1979).
2. Процессуальные тики свойственны эндогенным психическим заболеваниям, в первую очередь шизофрении. В последнем случае тики обильны, несколько вычурны, разнообразны, динамичны, один их тип со временем может смениться другим.
Вероятно, часть тиков является микрокататоническими знаками, одновременно могут быть другие симптомы кататонии: застывание, манерничание, негативизм, эхо-симптомы. Выявляются также нарастающий аутизм, эмоциональное оскудение, другие признаки болезни. Пациенты обычно безучастны к тикам, не ищут помощи. Интенсивность тиков колеблется.
Они могут усиливаться по мере нарастания психомоторного возбуждения и ослабевать с наступлением психомоторной заторможенности. Тики могут усиливаться, если внимание пациентов поглощено чем-то другим.
3. Невротические тики свойственны неврозу, возникая вначале как защита в ситуациях дистресса. При повторении закрепляются в силу привычки.
Невротические тики психологически понятны, они аналогичны тем выразительным и лишним движениям, которые возникают и у здоровых лиц в связи с сильными эмоциями.
Обычно такие тики усиливаются при волнении, привлечении к ним внимания пациентов, как правило, сопровождаются реакцией тревоги, беспокойства. Пациенты прилагают немало усилий к тому, чтобы подавлять тики в чьём-либо присутствии, и в известной степени им это удаётся.
Поглощённость внимания пациентов чем-то другим приводит к ослаблению интенсивности либо временному прекращению тиков. Невротические тики лишены постоянной локализации, они часто мигрируют от одной части тела к другой.
Обычно они сочетаются с другой невротической симптоматикой.
Невротические тики обнаруживают большее сходство с навязчивостями, нежели органические и процессуальные, тем, что пациенты осознают их болезненный характер и оказывают им сопротивление.
Навязчивые явления, как считается, возникают в структуре невротических и неврозоподобных расстройств разного типа, наблюдаются также при аффективной патологии. Некоторые виды навязчивостей, такие как навязчивые влечения, контрастные представления, навязчивое мудрствование, компульсии со сложными и вычурными ритуалами, должны настораживать в плане шизофрении.
Несколько добавлений к патогенезу навязчивостей.
Сторонники классического психоанализа полагают, что психопатология невроза навязчивых состояний концентрируется вокруг регрессии к анально-садистической стадии психосексуального развития и амбивалентности по отношению к родительским фигурам и их интроектам. Более поздние изыскания ставят во главу угла высокую степень интернализации и необходимость контроля над всеми импульсами. Симптомы навязчивостей являются при этом неудачей в осуществлении контроля, они есть примеры «возращения вытесненного».
Невроз навязчивых состояний, по мнению некоторых психоаналитиков, можно рассматривать также как нарушение, имеющее место у тех, чьё личностное развитие было основано на отчуждении от инстинкта и эмоции, ибо обсессивное Эго антилибидно, антиимпульсивно, антиэмоционально и т. д.
; сами же симптомы навязчивого невроза — это либо прорывы за пределы отчуждённых аспектов себя (навязчивые мысли), либо защиты от таких прорывов, то есть навязчивые ритуалы Ч.Райкрофта (1995). Указывается, что пациенты с неврозом навязчивых состояний используют три основных защитных механизма.
Изоляция — отказ от нежелательных мыслей и побуждений, которые тем самым воспринимаются пациентами как связанные с влиянием извне. Аннулирование — действия, предназначенные для нейтрализации неприемлемых импульсов, например мытьё рук. Реактивные образования — действия, противоположные импульсам из Ид.
Например, это добродетельная жизнь в противовес разрушительным побуждениям.
Подобные эзотерические построения, увы, далеки от клиники, но они, полагаем, заслуживают внимания в том, что касается возможной связи навязчивостей и нарушений самовосприятия, так как термины типа «вытеснение», «интернализация», «отчуждение» близки к используемым в психопатологии расстройств самоосознавания.
Последователи бихевиоризма полагают, что навязчивые действия формируются путём фиксации любых случайных действий, если последние снижают уровень тревоги. Лечение пациентов сводится к тому, чтобы удерживать их от выполнения навязчивых действий либо устранять нежелательные мысли с помощью других.
С позиций когнитивной психологии в целях лечения показан тренинг адаптивности — произвольное вызывание навязчивых мыслей, так как в итоге такие мысли могут утратить угрожающее значение. Наиболее эффективной является в настоящее время биологическая модель терапии обсессивно-компульсивного расстройства с помощью таких препаратов, как кломипрамин, флуоксетин, флувоксамин.
С точки зрения психопатологии в понимании природы навязчивостей важно учитывать не только клинико-психопатологическую структуру конкретной навязчивости, но также её предысторию и последующую динамику.
К содержанию
| Тики и навязчивые движения
Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- Внутриутробных инфекций:
- Острой гипоксии в родах:
- Родовых травм.
- Приема лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
- Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
- А также низкая физическая активность ребенка.
- Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- частые соматические болезни.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
- Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.
- Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
- При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:
- на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач;
- больше находится с ребенком на свежем воздухе;
- обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства;
- организовать больше движений и физической активности;
- арттерапевтическая деятельность, музыкальная терапия, нейрокоррекционные занятия оказывают благоприятное воздействие;
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Очень часто тики и навязчивые движения – это лишь надводная часть айсберга, которая заметна невооруженным глазом, а проблемы кроются глубже. И если пытаться устранить проявления (т.е.
) тик, проблема ( неуспешности, конфликтов, стресса, перенапряжения, низкой нейродинамики, отсутствия навыков коммуникации, школьная «неуспешность») могут усугубиться, а сигнал SOS для окружающих и родителей стать громче и сильнее – перерасти в энурез, логоневроз, энкопрез.
Поэтому игнорировать или пытаться решить проблему навязчивых движений замалчиванием, замечаниями, одергиваниями может привезти к ещё большему усилению и усложнению проблемы.
7 основных причин появления нервного тика
Тики – это нерегулярные, неконтролируемые, нежелательные и повторяющиеся движения мышц, которые могут возникать в любой части тела. Движения конечностей и других частей тела называются двигательными тиками.
Непроизвольные повторяющиеся звуки, такие как кряхтение, фырканье или прочистка горла, называются вокальными тиками. Тики обычно начинаются в детстве, впервые проявляясь примерно в 5-летнем возрасте.
В целом они чаще встречаются у мужчин, чем у женщин.
Многие случаи тиков носят временный характер и проходят в течение года. У некоторых людей, страдающих тиками, развивается хроническое заболевание. Хронические тики встречаются примерно у 1 из 100 человек.
Типы тикозных расстройств
Расстройства с нервным тиком можно классифицировать как моторные, вокальные или синдром Туретта, который представляет собой комбинацию обоих.
Двигательные и вокальные тики могут быть кратковременными (преходящими) или хроническими. Болезнь Туретта считается хроническим тикозным расстройством.
Преходящее тиковое расстройство
Преходящие тики возникают в период менее 1 года и чаще представляют собой двигательные тики. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, преходящее тиковое расстройство или временное тиковое расстройство поражает до 10% детей в раннем школьном возрасте.
Дети с преходящим тиковым расстройством будут иметь один или несколько тиков в течение как минимум 1 месяца, но менее 12 месяцев подряд. Начало тиков должно произойти до того, как человеку исполнится 18 лет. Моторные тики чаще встречаются в случаях преходящего тикового расстройства, чем вокальные тики. Со временем тики могут различаться по типу и степени тяжести.
Некоторые исследования показывают, что тики чаще встречаются среди детей с нарушениями обучаемости и обычно характерны в классах специального образования. У детей с аутизмом также больше шансов иметь тики.
Хронические моторные или вокальные тики
Тики, которые появляются в возрасте до 18 лет и длятся 1 год или более, могут быть классифицированы как хронические тики. Эти тики могут быть моторными или вокальными, но не одновременно.
Хроническое тиковое расстройство встречается реже, чем преходящее тиковое расстройство, им страдают менее 1% детей. Если ребенок младше в начале хронического моторного или вокального тика, у него больше шансов на выздоровление, при этом тики обычно исчезают в течение 6 лет.
Люди, которые продолжают испытывать симптомы после 18 лет, с меньшей вероятностью увидят исчезновение своих симптомов.
Синдром Туретта
Синдром Туретта (СТ) – сложное неврологическое заболевание. Для него характерны множественные тики – как моторные, так и вокальные. Это наиболее тяжелое и наименее распространенное тиковое расстройство. Эксперты сообщают, что точное количество людей с СТ неизвестно.
Исследования показывают, что половина всех детей с этим заболеванием не имеют диагноза. В настоящее время у 0,3% детей в возрасте от 6 до 17 лет может быть поставлен диагноз СТ. Симптомы со временем меняются по степени тяжести. У многих людей симптомы улучшаются с возрастом.
Болезнь часто сопровождается другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Симптомы
Определяющим симптомом патологии является наличие одного или нескольких тиков. Эти тики можно классифицировать как:
- Моторные тики: к ним относятся движения головы и плеч, мигание, подергивание, стук, щелканье пальцами, касание вещей или других людей. Моторные тики обычно появляются раньше вокальных, хотя это не всегда так.
- Вокальные тики: это звуки, такие как кашель, откашливание или кряхтение, повторение слов или фраз.
Тики также можно разделить на следующие категории:
- Простые тики: это внезапные и мимолетные тики с задействованием нескольких групп мышц. Примеры включают подергивание носа, моргание глаз или прочистка горла.
- Сложные тики: это скоординированные движения с использованием нескольких групп мышц. Примеры включают прыжки или шаги определенным образом, жесты, повторение слов или фраз. Тикам обычно предшествуют неприятные позывы, например зуд или покалывание. Хотя можно удержаться от выполнения тика, это требует больших усилий и часто вызывает напряжение и стресс. Освобождение от этих ощущений наступает после выполнения тика.
Симптомы тиковых расстройств:
- усугубляются эмоциями, такими как беспокойство, возбуждение, гнев и усталость;
- ухудшаются в периоды болезни;
- ухудшаются с экстремальными температурами;
- происходят во время сна;
- меняются со временем;
- различаются по типу и степени тяжести;
- улучшаются по мере взросления.
7 причин и факторы риска
- Роль генов и работы мозга.
Точная причина тиков неизвестна. Недавние исследования синдрома Туретта выявили некоторые специфические генные мутации, которые могут играть определенную роль в развитии проблемы. Химический состав мозга также может влиять на развитие тиков, особенно химические вещества мозга – глутамат, серотонин и дофамин.
Тики, имеющие прямую причину, относятся к другой категории диагнозов. К ним относятся тики из-за:
- травмы головы
- инсульт
- инфекции
- яды
- операция и другие травмы
Кроме того, тики могут быть связаны с более серьезными заболеваниями, такими как болезнь Хантингтона или болезнь Крейтцфельдта-Якоба.
Факторы риска тиковых расстройств включают:
Генетику: тики, как правило, передаются по наследству, так что у этих нарушений может быть генетическая основа.
Пол: мужчины чаще страдают тиками, чем женщины.
Осложнения
Состояния, связанные с тиками, особенно у детей с СТ, включают:
- беспокойство;
- СДВГ;
- депрессию;
- расстройство аутистического спектра;
- трудности в обучении;
- обсессивно-компульсивные расстройства;
- нарушения речи и языковые трудности;
- проблемы со сном.
Другие осложнения, связанные с тиками, связаны с влиянием тиков на самооценку и процесс общения.
Некоторые исследования показали, что дети с СТ или любым хроническим тиковым расстройством имеют более низкое качество жизни и более низкую самооценку, чем дети без одного из этих состояний.
К тому же, люди с синдромом Туретта часто испытывают трудности с социальным функционированием из-за тиков и связанных с ними состояний, таких как СДВГ или тревога.
Диагностика
Тиковые расстройства диагностируются на основании признаков и симптомов. На момент появления симптомов ребенку должно быть меньше 18 лет, чтобы можно было диагностировать тик.
Кроме того, симптомы не должны быть вызваны другими заболеваниями или лекарствами.
Критерии, используемые для диагностики преходящего тикового расстройства, включают наличие одного или нескольких тиков, возникающих менее 12 месяцев подряд.
Хронические двигательные или вокальные тики диагностируются, если один или несколько тиков возникают почти ежедневно в течение 12 месяцев или более. Люди с хроническим тиковым расстройством, не являющимся синдромом Туретта, будут испытывать двигательные или вокальные тики, но не то и другое вместе.
Диагноз синдрома Туретта основан на наличии как моторных, так и вокальных тиков, возникающих почти ежедневно в течение 12 месяцев и более. На момент постановки диагноза большинству детей не исполнилось еще 11 лет. Часто присутствуют и другие поведенческие проблемы.
Чтобы исключить другие причины тиков, врач может посоветовать:
- анализы крови;
- МРТ или рентген.
Лечение зависит от типа тикового расстройства и его степени тяжести. Во многих случаях тики проходят сами по себе без лечения.
Сильные тики, мешающие повседневной жизни, можно лечить с помощью психотерапии, лекарств или глубокой стимуляции мозга.
Некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии могут помочь людям справиться с дискомфортом при тиковом расстройстве.
Лекарства можно использовать вместе с психотерапией или самостоятельно (под набоюдением врача). Медикаменты обычно уменьшают частоту тиков, но не избавляют от симптомов полностью. Доступные лекарства включают:
- противосудорожные препараты;
- инъекции ботокса;
- миорелаксанты;
- лекарства, которые взаимодействуют с дофамином.
Другие лекарства тоже могут помочь при симптомах, связанных с тиками. Например, антидепрессанты могут быть назначены при симптомах тревоги и ОКР.
Глубокая стимуляция мозга (DBS) — это вариант для людей с TS, тики которых не реагируют на другие виды лечения и влияют на качество жизни. DBS предполагает имплантацию в мозг устройства с батарейным питанием. Определенные области мозга, которые контролируют движения, стимулируются электрическими импульсами с целью уменьшения тиков.
Оставить комментарий