
Тест Роршаха это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик.
Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности.
Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования. Т. е.
тестирование основано на анализе продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности человека.
Эта проективная методика исследования личности была создана Германом Роршахом в 1921 г.
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными изображениями мало похожими на что-то конкретное. Тестируемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение.
- Тест Роршаха. Методика чернильные пятна:
- Инструкция.
- Посмотрите по очереди на предлагаемые картинки и ответьте для каждой из них на следующие вопросы.
На что похоже это пятно? Укажите то, что вы на нем видите: в целом или по частям. Что напоминает пятно по форме или цвету, статично оно или движется?
Время просмотра каждого рисунка не ограничено. Закончив с одним рисунком, переходите к другому, запомнив или зафиксировав свой ответ.
Стимульный материал к методике Роршаха.
Ключ к тесту Роршаха.
В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности.
Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества.
По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.
Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.
Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки.
С момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы.
Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логические обоснованные картины.
Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний.
Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины.
Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.
Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.
Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.
- По формальным оценкам ответы отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:
- а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть); б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет); в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
- г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).
Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.
Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).
Формальные характеристики Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц. Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.). Фн — нечетко воспринятая форма. Фцв (форма-цвет) — ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цвф (цвет-форма) — ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.
Характеристики по содержанию
Ж — категория «животные». Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых. Ч — категория «человеческие фигуры». Упоминания о человеческих существах в любой форме — называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы), возраста (старик, старуха, юноша); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики). П — категория «предметы». Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения. Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства).
Дв — категория «движение». Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.
Обработка результатов 1. Все ответы шифруются (см. шифровку выше и таблицу ниже). 2. Производится подсчет количества ответов различных категорий. 3.
Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов. 4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию. 5.
Определяются индивидуальные характеристики тестируемого и количество отклонений от нормы.
6. Составляется заключение о личности тестируемого.
Интерпретация (расшифровка) теста Роршаха.
Протокол
Ц (целое) | Д (деталь) | Ф (четкая форма) | Фн (нечеткая форма) | Ф — Цв (форма — цвет) | Цв — Ф (цвет — форма) | Дв (движение) | Ж (животное) | Ч (человек) | П (предмет) | Фан (фантазия) | |
Количество ответов | |||||||||||
Выраженность (в%) | |||||||||||
Показатели нормы | 65-70% | 25-30% | 75-80% | 25% | 50% | 25% | 60% | 30-35% | 25% | 1-2 отв. | 3-4 отв. |
Диагностические показатели (по формальным оценкам — «значение клякс Роршаха») Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться.
Д (деталь) — а) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого.
Ф (форма) — большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции.
Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности. Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов.
Цв (цвет) — ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоциями. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «суженного сознания», импульсивности и отсутствия контроля.
Здесь приведена короткая интерпретация ответов, «значений клякс» Роршаха. Детальную интерпретация теста можно найти в следующей литературе:
книга — автор Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория (есть в свободном доступе в интернете).
- Примечание: Интерпретацию теста должен проводить специалист, иначе результаты могут быть недействительными.
- Раздел: тесты по психологии с ответами.
- Тесты по психологии личности, проективные методики.
Тест Роршаха. Методика чернильные пятна.
Тест Роршаха: карточки и расшифровка
«Пятна Роршаха» — интересный тест, который применяется психологами для исследования личности человека и её нарушений. В тесте Роршаха используется 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. ВсеЗнаешь.ру предлагает подробнее узнать об авторе и пройти этот тест.
Об авторе теста Роршаха
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой.
Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц.
В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом.
Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода.
Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам.
Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.
В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей.
Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы.
По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности.
Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека.
Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
[ВЫБРАН ДЛЯ ВАС] 15 картинок, которые показывают как весело жить с котом
Чернильные пятна Роршаха и расшифровка
В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности.
Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа.
Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом.
Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.
Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»
На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.
- Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
- Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
- Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
- Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.
Карточка 2. «Два человека»
На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.
- Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
- Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
- Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
- Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
- Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
- Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.
Карточка 3. «Два человека»
Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.
Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.
- Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
- Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.
Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.
- Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
- Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.
Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»
На этой картинке теста Ророшаха — пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты.
- Если комментарии пациента не совпадают с ми относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие.
- Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.
Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»
На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.
Карточка 7. «Человеческие головы или лица»
На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.
- Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
- Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
- Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях — романтических или социальных.
Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»
Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.
Распространенные комментарии по этой карточке — четырехлапое животное, бабочка или моль.
Карточка 9. «Человек»
На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.
- Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
- Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.
Карточка 10. «Краб, омар, паук»
Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.
Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.
- Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
- Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
- Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
- Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
- Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
- Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.
Теги поста или какие разделы почитать еще:
Методика чернильных пятен Г. Роршаха
Главная страница ???? Тесты ????
1-й этап
Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности — согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное.
Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: «Вы можете поворачивать таблицы как угодно». По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают.
Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».
При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице.
Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: «А что еще? Вы можете дать несколько ответов».
Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8—10 ответов.
Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), v — таблица перевернута (с),
< — верхний край таблицы слева (d).
Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде.
Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа «снизу», «сверху», «справа» рекомендуется заключать в скобки.
Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.
2-й этап
Опрос необходим для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: «где?», «как?» и «почему?» («Покажите, где находится», «Как возникло у Вас такое впечатление?», «Почему это такой-то образ?»). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого.
Если, например, дан ответ «красивая бабочка», можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы, которые не отражают его личного восприятия.
Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ.
Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: «Речь идет о живом или о мертвом?» — не рекомендуются.
Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах.
Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.
3-й этап
Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.
4-й этап
Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение,
3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.
Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый даст только целостные ответы, говорят: «Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится».
Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: «На что это похоже?». Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят «животных» в боковых розовых областях табл.
VIII и «пауков» в верхних боковых синих пятнах табл. X.
Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: «Как Вы думаете, похоже это на … ?»
Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку.
При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные.
Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.
Стимульный материал
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с чёрно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. Т.е. необходимо десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными.
Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»
Карточка 2. «Два человека»
Карточка 3. «Два человека»
Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»
Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»
Карточка 7. «Человеческие головы или лица»
Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»
Карточка 9. «Человек»
Карточка 10. «Краб, омар, паук»
Бланк кодирования и психограмма для теста РоршахаСкачать
Ключ
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счётным категориям:
- локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
- детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);
- уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
- содержание (ответ может касаться людей, других животных, неодушевленных предметов и т. д.);
- оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30 % обследуемых).
Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
Тест Роршаха (тест чернильных пятен) — проективный тест, с помощью которого на основе интерпретаций чернильных пятен можно проанализировать личность человека и определить черты его характера.
Герман Роршах (1884-1922) — швейцарский врач-психиатр. Он был старшим сыном художника, который, достигнув успеха, зарабатывал на жизнь преподаванием в Цюрихе. Благодаря отцу еще в детстве стал увлекаться искусством чернил и в средней школе имел прозвище «Клекс» (букв. «чернильное пятно»).
После школы, которую он окончил с отличием, Роршах поступил в колледж на медицинский факультет. В 1912 году получил степень доктора медицины в Цюрихском университете и с тех пор работал в различных психиатрических клиниках.
В 1911 году, еще во время учебы в университете, Герман Роршах начал эксперименты с участием школьников. С помощью чернил он пытался выяснить, имеют ли художественно одаренные дети лучше развитое воображение. Соответствующие выводы он делал на основе их интерпретаций чернильных пятен.
Хотя результаты данного эксперимента не сохранились, тесты Роршаха существенно повлияли не только на дальнейшую научную деятельность Германа, но и в целом на развитие психологии. Роршах не был первым ученым, который обратился к чернильным пятнам в своей работе, однако в его эксперименты были впервые использованы как важное средство для анализа.
В течение следующих десяти лет Роршах проводил исследования для совершенствования своего метода изучения черт личности с помощью чернильных пятен. Работая в психиатрической клинике он анализировал восприятие психически нездоровых и эмоционально нестабильных лиц. А привлекая к исследованиям здоровых людей, смог создать обобщающий тест.
Роршах изложил свои взгляды в книге «Психодиагностика» (1921). В ней ученый сформулировал собственную теорию личности. Согласно ей, для всех людей характерна совокупность интровертированных и экстравертированный черт — их мотивируют как внутренние, так и внешние факторы.
Экстраверсивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность исходя из внутренних причин, присущих его «Я».
Понятие экстраверсии и интроверсии у Роршаха не полностью совпадает с таковыми у других известных психологов — К. Юнга, Г. Айзенка и др.
Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии («экстратензии» по Роршаху) определяется «тип переживания» — важнейший показатель теста Роршаха.
Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» именно переживает индивидуум, как он взаимодействует со своим окружением. Интроверсия больше зависит от внутренних переживаний, экстратензия — от внешних впечатлений.
Роршах считал, что на основе теста чернильных пятен можно определить некоторые из этих черт и выявить как психические отклонения, так и сильные стороны человека.
Преобладание у тестируемого кинестетических ответов (по движению) связано с интроверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным.
Помимо установления общей направленности личности («тип переживания») тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность человека.
Когда книга Роршаха вышла в печати, психиатры основном проигнорировали ее, так как в то время господствовало убеждение, что личность нельзя проанализировать или протестовать. В 1922 году специалисты обратили внимание на тест Роршаха, и на заседании Психоаналитического общества был поднят вопрос о дальнейшем совершенствовании эксперимента.
Герман Роршах умер от аппендицита в апреле 1922 года, в возрасте тридцати семи лет, не дожив до мировой популярности своего теста.
В настоящее время известны многочисленные вариации теста чернильных пятен, разработанные по образцу теста Роршаха, а также его модификации для проведения индивидуального и группового обследования.
Диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначной психологической интерпретации для всех исследуемых. Результат достигается непосредственным контактом с тестируемым, его углубленным изучением и интерпретацией его индивидуальных ответов.
Несмотря на то, что до сих пор нет научной теории, однозначно подтверждающей правоту Роршаха и связывающей особенности интерпретации стимулов теста с личностными характеристиками, его методика широко используется в психологической и лечебной практике. Валидность теста Роршаха подтверждена многочисленными исследованиями. В 1980-90-х гг.
подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом.
Как и прочие известные психологические методики, тест Роршаха давно вышел за рамки психологии и психиатрии и стал частью мировой масс-культуры. Он фигурирует в многочисленных литературных произведениях, комиксах, фильмах, сериалах, и даже в fashion-показах, когда дизайнеры используют характерные пятна в линейках модной одежды.
- Видео. Культовый персонаж комикса и фильма «Хранители» (2009) Роршах проходит тест чернильных пятен:
- Пятна Роршаха в дизайне одежды:
Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными.
Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть.
Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.
Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.
Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.
Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:
- Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
- Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
- Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
- Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
- Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Оставить комментарий