
Возможность работать с детьми, в тихом и уютном кабинете, со стабильной, пусть и небольшой, зарплатой — зачастую в профессию логопед приходят именно с этими целями.
Но идеализация на старте карьеры может обернуться разочарованием в будущем. Выбирать эту профессию стоит не всем, уверена учитель-логопед Вита Билуха.
Только по призванию и только людям, у кого желание помогать другим преобладает над всеми остальными.
О каких особенностях профессии узнают молодые специалисты, выходя на первую работу? Каковы плюсы и минусы? Сколько можно зарабатывать в бюджетной и частной сферах? И где учиться на логопеда после 9 и 11 класса? Отвечаем на эти вопросы в материале ФАН.
фото из личного архива Виты Билухи /
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического.
Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических.
Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций.
Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры.
Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Федеральное агентство новостей /
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома.
Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту.
Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды. Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом.
Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
«Задачи учителя-логопеда в школе — своевременно выявлять и корректировать нарушения речи у учащихся, — уточняет Вита Билуха. — Это помогает преодолевать трудности, которые могут возникать у ребенка в процессе обучения».
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость.
Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно.
Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении.
К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Сколько часов работает логопед
Норма работы на ставку в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть в день логопед работает 4 часа. Это один из плюсов профессии: такой график позволяет не уставать и не перегружаться. Всегда остается время на личные дела, а при желании в свободное время можно заниматься и частной практикой.
Сколько длится отпуск у логопеда
Длинный отпуск — еще один плюс профессии. Его продолжительность составляет 56 дней. А так как специалисты трудятся в школах или детских садах, где учебный процесс продолжается с сентября по май, то и отпуск всегда выпадает лишь на летние месяцы, что тоже удобно.
Сколько зарабатывает логопед
Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17–20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.
«Как такового карьерного роста у логопеда нет, — уточняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше специалистов уходят в частную практику. Кто обладает самодисциплиной и организаторским характером, может добиться хороших результатов. В этом случае специалист сам устанавливает почасовую оплату».
По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии сможет только тот, кому нравится ощущать полезность своего труда, кто хочет помогать людям становиться более здоровыми и счастливыми. И лишь на втором месте по значимости должны идти короткий рабочий день и продолжительный отпуск. В этом случае человек будет получать удовольствие от работы.
Где учат логопедов
Получить профессию можно только в педагогическом вузе, на базе которого действует кафедра логопедии или факультет дефектологии. Стать специалистом, закончив краткие курсы, не получится: высшее профильное образование нужно обязательно.
После 11 класса для поступления в вуз потребуется сдать ЕГЭ по дисциплинам:
- русский язык;
- биология;
- обществознание.
После 9 класса можно поступить в педагогический колледж или техникум. Но окончив его, все равно придется поступать в вуз: без высшего образования работать по специальности невозможно.
«Очевидно, профессия логопеда еще долго будет востребованной, — отмечает Вита Билуха, — потому что, к сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. А сами нарушения становятся все более сложными и требуют больше времени на коррекцию».
Однако очевидно и то, что случайным людям в этой профессии делать нечего. Импульсивность, требовательность, резкий и взрывной характер, а также желание быстрого карьерного роста, отсутствие любви к детям и сострадания можно считать прямыми «противопоказаниями» для поступления на логопедический факультет.
Профессия: логопед
Логопед — специалист по нарушениям речи. Он работает с людьми, у которых есть проблемы с речью: от произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни. Как работает логопед и кому подойдёт эта профессия, рассказывает логопед-дефектолог, методист «Фоксфорда» Ирина Сарычева.
После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают.
Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать.
Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.
Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи».
Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика.
После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.
На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом.
После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья).
Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.
Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения.
Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики.
После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.
В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами.
Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими.
Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно пробовать себя в других направлениях, изучать смежные сферы. У детей, с которыми мы работаем, разные диагнозы, в которых надо разбираться.
У логопеда есть возможность выбирать: хочешь — работай в одном месте по графику, хочешь — совмещай или консультируй частным образом. Не нужно работать строго с 9 до 18. Официальная ставка логопеда в государственном учреждении — 20 часов в неделю. Плюс всегда свободное лето: у педагогов отпуск 56 дней.
Записаться на бесплатный урок с логопедом
У логопеда есть возможность самостоятельно развиваться в профессии, нарабатывать опыт и клиентскую базу. Работая частным образом, он сам распределяет время и силы.
Кроме того, при желании можно сделать карьеру в смежных сферах.
Например, сейчас помимо консультаций я работаю в «Фоксфорде» методистом отдела логопедии: развиваю это направление, набираю логопедов, готовлю методические материалы, слежу за качеством оказанных услуг.
Начинающие специалисты зарабатывают немного. При этом опытный профессионал, консультирующий в частном порядке, может получать гораздо больше — от 1500 до 3500 рублей за одно занятие. Но даже в этом случае общая сумма гонорара будет ограничена количеством клиентов.
Консультирование — это регулярная работа с людьми: детьми и их родителями. Часто дети попадаются сложные, с особенностями поведения, и к каждому надо найти подход. Неважно, что происходит у тебя в жизни, — ты должен выкладываться по максимуму и быть на позитиве.
Учимся справляться со стрессом
Нужно обязательно регулировать нагрузку и уметь восстанавливаться. Это умение приходит с опытом. Я, например, путешествую, это мой способ восполнять потраченные силы.
Логопедия — часть дефектологии. Чтобы стать логопедом, нужно поступать в педагогический вуз на одноимённое направление.
Нужно помнить, что для логопеда важен не диплом конкретного вуза, а практика, опыт и дополнительное образование, которое вы получаете уже после вуза на курсах.
- Школы, в том числе коррекционные
- Детские сады (специализированные и обычные)
- Муниципальные психолого-педагогические центры
- Центры реабилитации инвалидов
- Детские центры (развивающие, языковые и т.п)
- Медицинские центры
- Отдельное направление работы — преподавание в вузах и научные исследования.
- В этой профессии нужно постоянно интересоваться современными тенденциями, знать последние методики и научные данные.
- Для правильной диагностики нужно уметь видеть причинно-следственные связи, обобщать информацию.
- Коммуникативные навыки помогают установить контакт и с родителем, и с ребёнком.
- При работе с детьми оно необходимо.
В последние годы количество детей с речевыми проблемами растет, и я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.
Логопеды-дефектологи работают над коррекцией и развитием устной речи, слуха, звукового анализа и синтеза, помогают при дисграфии и дислексии. Кроме того, растёт потребность в социально значимых профессиях, поэтому без работы логопеды точно не останутся.
Гастроэнтеролог — если болит живот
Бывает и наоборот: дискомфорт возникает как будто на пустом месте, а причины могут оказаться куда более серьезными.
Боль в брюшной полости может быть симптомом заболевания. Таким незамысловатым способом организм сообщает, что пора обратиться к специалисту. Врача, занимающегося проблемами желудочно-кишечного тракта, называют гастроэнтерологом. Попасть к гастроэнтерологу можно напрямую или по направлению терапевта.
Когда стоит обращаться к гастроэнтерологу?
Чем раньше, тем лучше. В гастроэнтерологии, как нигде более, работает принцип «лучше болезнь предотвратить, чем потом лечить». Само не пройдет, а игнорирование симптомов может приводить к серьезным последствиям.
- боль в области живота, чаще всего локализованная в конкретном месте;
- частое вздутие и метеоризм;
- жжение в пищеводе или попросту изжога;
- отрыжка и икота;
- запах изо рта, когда явных причин для этого нет;
- постоянный привкус во рту — горечи, кислого, металла;
- тошнота и рвота;
- диарея или запоры, а также любое другое изменение стула;
- кожные проявления: например, воспаление из-за проблем c желудочно-кишечным трактом.
В помощь гастроэнтерологу
Мы уже выяснили, что гастроэнтеролог занимается лечением заболеваний желудочно-кишечного тракта, и часто ему приходиться диагностировать и лечить заболевания печени или желчевыводящих путей.
Случается, что от гастроэнтеролога пациент получает направление к другим врачам. Пищеварительная система состоит из множества органов, именно поэтому конкретными заболеваниями занимаются узкоспециализированные врачи:
- Проктолог или колопроктолог — диагностирует и лечит заболевания толстой кишки.
- Гепатолог — специалист по заболеваниям печени.
Если гастроэнтерологу не удается установить причину симптомов, или он удостоверяется, что причина не связана с желудочно-кишечным трактом, то человека направляют к общему врачу-терапевту.
Прием у гастроэнтеролога
Многих людей часто интересует, как проходит прием у врача, что он делает, как обследует. На самом деле, в первичном приеме нет ничего страшного. Разберем поэтапно действия, которые будет совершать гастроэнтеролог:
Сбор анамнеза. Врач подробно опрашивает пациента, выслушивает его жалобы. Стоит рассказать обо всех заболеваниях, даже не связанных с пищеварительной системой. Будут заданы вопросы касательно образа и качества жизни, о питании и диетах. При наличии результатов каких-либо исследований, прошлых выписок из стационара, стоит их предъявить, гастроэнтеролог сам решит, что ему понадобится.
Физикальный осмотр, который обязательно включает в себя пальпацию. Врач осматривает пациента, прощупывает брюшную полость, уделяя особое внимание проблемным зонам.
На основе опроса и осмотра, гастроэнтеролог может дать рекомендации по лечению, образу жизни, или назначит анализы и направит на дополнительные исследования2.
В качестве дальнейших исследований, могут проводиться следующие мероприятия:
- анализ крови и мочи;
- тесты на бактериальные инфекции;
- анализ кала на дисбактериоз;
- общая копрограмма;
- ультразвуковые исследования брюшной полости (УЗИ);
- рентгенография области живота;
- магнитно-резонансная или компьютерная томография;
- эндоскопическое исследование1.
По результатам этих исследований гастроэнтеролог может назначить корректное лечение, либо направит к узкопрофильным специалистам. Лечение бывает медикаментозным или немедикаментозным. При серьезных заболеваниях может быть назначено срочное оперативное вмешательство.
Важно помнить — чем раньше человек обращается к гастроэнтерологу, тем выше шансы на успешное лечение. Подробнее о пищеварении можно узнать здесь.
Ферментные препараты: помогают или нет? Результаты экспертизы лекарств, которые продаются в России. Выпуск телепроекта «Здоровье» от 17.02.2019»
Общее недоразвитие речи
Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.
Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:
- 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
- 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
- 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
- 4 уровень – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Симптомы
Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.
Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.
Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.
Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.
Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.
Причины недоразвития речи
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:
- Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
- Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
- Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:
- общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
- неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
- нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
- отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
Первичное логопедическое обследование
Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.
Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.
Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.
Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.
Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики
Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.
Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.
В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.
Коррекция ОНР
Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.
При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.
При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.
При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.
При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.
В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня — в обычных классах.
Последствия
Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.
Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:
- полное отсутствие речи;
- эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
- дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.
Частые вопросы перед обращением
- Каковы нормы развития речи ребенка?
Запишитесь на консультацию.
Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома.
Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Коррекционные занятия с дефектологом
В каких случаях ребенку необходим дефектолог: показания к проведению коррекции. Как проходят занятия с дефектологом в медицинском центре, результат работы, стоимость.
Дефектолог – это уникальный специалист, который работает на стыке педагогики и медицины. В его задачи входит диагностика, обучение, воспитательная деятельность и социализация детей, имеющих особенности развития, физические или ментальные заболевания. В зависимости от специфики работы дефектолог ребенку может быть:
- сурдопедагогом (для слабослышащих детей);
- логопедом (для пациентов с нарушениями речи);
- тифлопедагогом (для слабовидящих пациентов);
- олигофренопедагогом (для детей с особенностями умственного развития).
Специалист принимает в медицинском центре или оказывает помощь школьникам, имеющим сложности с усвоением программы, поведением, адаптацией в коллективе.
Как проходят занятия с дефектологом
В условиях центра с детьми занимается дефектолог, опыт работы которого составляет 6 лет. Диагностические и коррекционные встречи проходят в индивидуальном порядке. Кабинет дефектолога оборудован удобной мебелью.
Рабочая среда представлена игровыми (в том числе авторскими) методическими пособиями для изучения счета, букв, форм, цвета, обобщения и классификации и других понятий.
Дидактические игры помогают ребенку понять и закрепить сложный материал.
Решение о необходимости посещения специалиста, составление программы коррекции возможно после индивидуальной консультации или комиссионного решения специалистов центра.
Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом
Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками.
Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе.
Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.
Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:
- объективно оценить причины трудностей в учебе, социализации;
- понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
- получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.
Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка. Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:
- дети с нарушениями слуха или зрения;
- дети с расстройствами аутистического спектра;
- дошкольники и школьники с нарушениями речи;
- дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
- дети с задержкой психического, психомоторного развития;
- пациенты с умственной отсталостью;
- дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду, школе.
Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.
Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:
- отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
- отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
- ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
- нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
- дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
- ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
- дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
- ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
- не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.
Дефектолог для детей в Хабаровске
На первичной консультации дефектолог беседует с родителями ребенка, оценивает его состояние и навыки. Результаты обследования специалист оформляет в виде карты.
В ней содержится информация о ребенке и родителях: наследственные заболевания, данные о беременности и родах матери, информация о психомоторном развитии, перенесенных заболеваниях. Дефектолог уточнит, как малыш контактирует со сверстниками, проявляет ли интерес и игровой деятельности, обучению.
Если ребенок уже получал медицинскую или педагогическую помощь, специалист попросит рассказать, в чем она заключалась, был ли эффект.
При очном осмотре дефектолог исследует, описывает поведение: как идет на контакт, испытывает ли интерес к беседе, какой-либо деятельности, как использует игрушки. Затем он изучает грубую и мелкую моторику, реакции на различные оценки поведения, мышление, память, способность к удержанию внимания. Дефектолог анализирует, насколько навыки ребенка соответствуют возрасту.
При необходимости специалист рекомендует индивидуальные занятия, которые направлены на:
- развитие памяти, мышления, правильного восприятия учебных задач;
- формирование навыков письма, счета, устной речи;
- подготовку к школе, облегчение усвоения материала;
- развитие грубой и мелкой моторики;
- обучение ребенка правильной регуляции своих эмоций.
Оценивая, сколько стоит дефектолог, родители особого ребенка должны понять, что этот специалист фактически совмещает функции психолога, репетитора, логопеда. Цена консультации составляет 1200,0 рублей, коррекционного занятия — 900,0 рублей.
Активное взаимодействие дефектолога с другими специалистами медицинского центра помогает своевременно корректировать программу работы к каждым ребенком.
Что лечит врач травматолог-ортопед?
Врач – травматолог-ортопед занимается лечением заболеваний опорно-двигательной системы костей, суставов, мышц, сухожилий, верхних и нижних конечностей. На латыни «орто» означает прямой, то есть ортопед – это врач, который возвращает или придает правильное положение отдельным частям тела.
К деформации скелета могут привести воспалительные процессы, наследственные заболевания, травмы, патологии обмена. При врожденной патологии дети рождаются уже с измененными пропорциями тела. Некоторые болезни проявляются не сразу, а по мере роста ребенка.
Он отстает от сверстников в росте, искривляются конечности.
Лечение у ортопеда важно не только для придания внешних правильных форм, но и для обеспечения нормальной работы внутренних органов. От положения спины зависит здоровье всех органов грудной и брюшной полостей – сердца, желудка, почек, легких. Деформация одного сустава ноги может привести к деструктивным процессам во всем организме, неравномерной нагрузке на позвоночник и его искривлению.
Когда необходимо обратиться к врачу-ортопеду
Если беспокоят боли в области суставов, в спине, шее, конечностях, появились проблемы с движением, рекомендуется записаться на прием травматолога-ортопеда. Любые заболевания лечатся лучше в самом начале. В запущенных случаях нередко необходима операция, тогда как в первые дни после появления симптомов можно полностью устранить влияние негативного фактора.
Иногда нет выраженных деформаций и боли, просто человек быстрее устает при ходьбе, подъеме по лестнице, чувствует дискомфорт. Такие симптомы не нужно игнорировать, так как они могут свидетельствовать о начале серьезного заболевания.
Ортопедия и травматолгия имеет внутреннее разделение на более узкие специальности:
- Ортопед лечит врожденные деформации и последствия травм преимущественно консервативными методами. Уменьшить нагрузку помогает ношение ортезов, корсета, гипса, повязок.
- Реабилитолог восстанавливает функцию сустава, мышц после стихания острых явлений при помощи занятий ЛФК (лечебной физкультуры), массажа, физиотерапевтических процедур, рефлексотерапии.
- Травматолог специализируется на травмах. Может потребоваться репозиция отломков костей, вправление вывиха, сшивание концов связок, остановка кровотечения.
- Ортопед-хирург проводит коррекцию деформаций при помощи операции: удлиняет конечность, формирует правильную осевую нагрузку на позвоночник, ноги. Остеосинтез позволяет придать нужную форму кости.
- Протезист подбирает оптимальную форму протеза для замены утраченной части тела. Его помощь нужна после ампутации, при разрушении суставов.
- Вертебролог занимается проблемами спины, подиатр – стопы и голени, есть специалист по восстановлению кисти.
Осмотр врача-ортопеда нужен для постановки диагноза и прохождения лечения. При необходимости доктор направит пациента к более узкому специалисту.
В развитии заболеваний опорно-двигательного аппарата нередко играют роль наследственный фактор, нарушения обмена веществ, аутоиммунные процессы, гормональные сбои. Поэтому работа ортопеда тесно связана с другими специалистами – эндокринологом, терапевтом, ревматологом.
Что лечит травматолог-ортопед
Болезни, которые лечит врач-ортопед:
- Проблемы с позвоночником – нарушения осанки (лордоз, кифоз, сколиоз, сочетанная патология), остеохондроз.
- Болезни суставов – деформирующий артроз (артрит), привычный вывих, аномальное строение.
- Врожденные пороки развития костной, мышечной, суставной систем – карликовость, врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, недоразвитие конечностей (артрогрипоз).
- Слабость мышечного корсета и особенности развития связочного аппарата, которые приводят к анатомическим искривлениям – плоскостопие, варусная и вальгусная деформация ног.
- Патология костной ткани – опухоли, кисты, врожденные изменения структуры кости, остеопороз, асептический некроз кости.
- Все виды травм – переломы, трещины, вывихи, подвывихи, растяжения, разрывы сухожилий, капсулы сустава, гемартроз (кровоизлияние в сустав).
Лучше поддаются лечению свежие повреждения, чем последствия перенесенных ранее травм. Часто люди не обращаются после ушиба, падения. Ждут, пока симптомы пройдут сами. Не диагностированными остаются трещины, растяжение связок, повреждения хряща. Спустя длительное время боль и неудобства так и не проходят полностью.
Кость может неправильно срастись, а места разрывов в мышцах и связках заживают с образованием грубых рубцов, мешающих движению. Повреждение хрящей приводит к дегенеративно-дистрофическим процессам в суставе. Лечение потом всегда более длительное, сопряжено с большими расходами.
Поэтому записаться на осмотр к ортопеду рекомендуют, как только появились первые симптомы болезни.
Как проходит прием у ортопеда
Врач травматолог-ортопед беседует с пациентом, выясняет жалобы: как долго беспокоят, после чего возникли, есть ли подобные проблемы у близких родственников.
Чаще всего больные обращаются с болью, нарушением подвижности какой-либо части тела, изменением правильной анатомической формы, нескольких суставов, всей конечности. Бывают жалобы на усталость в спине, ноге, руке после нагрузки.
Если не восстановить правильное анатомическое соотношение всех структур, симптомы будут нарастать.
При осмотре врач травматолог-ортопед обращает внимание на форму спины, симметричность расположения плечевого пояса, изгибы позвоночника. Суставы обследуют в покое и определяют объем движения в них.
При патологии возможны припухлость, покраснение в области сочленения костей, хруст, заклинивание, гипермобильность или уменьшение подвижности в суставе. Проверяют рефлексы. Оценивают походку пациента.
Обследование врач-ортопед дополняет клиническими (общий анализ крови) и аппаратными методами диагностики.
Проводят рентген, КТ для оценки состояния твердых тканей (кости, хрящи), УЗИ, МРТ для определения патологии мягких тканей (мышцы, сухожилия, синовиальная оболочка, суставная капсула).
Иногда возникает необходимость применить инвазивные методы – пункцию сустава, артроскопию, взять материал для гистологического и цитологического исследования при подозрении на онкологию.
После постановки диагноза приступают к лечению:
- Медикаменты принимают внутрь или местно. При болезни суставов часто доставляют их к месту воспаления или деструкции путем внутрисуставных инъекций. Улучшить функцию сустава могут гормональные средства, обезболивающие, противоотечные, противовоспалительные препараты (НПВС), витамины, средства для улучшения кровотока, препараты кальция, цинка, марганца, миорелаксанты, хондропротекторы, биогенные стимуляторы. Проводят блокады, которые быстро купируют боль, после чего начинаются процессы восстановления. При недостаточном содержании суставной жидкости вводят ее искусственные заменители.
- Используют фиксирующие и ортопедические изделия. В зависимости от патологии применяют гипс или мягкие повязки, ортезы, протезы, шины, спицы. С помощью этих приспособлений фиксируют правильное положение кости, сустава, снимают нагрузку на эту область до правильного сращения. Изготавливают на заказ ортопедическую обувь, стельки, протезы.
- Оперативное вмешательство можно проводить небольшим доступом при помощи артроскопической техники или открытым методом при значительных разрушениях и травмах. Если свой сустав не подлежит восстановлению, ставят искусственный эндопротез.
- К физиотерапевтическим методам лечения относят электрофорез с лекарствами, электронейростимуляцию, гравитационные аппараты, ударно-волновые методы (разрушают остеофиты, отложения солей), воздействие лазером, ультразвуком, электромагнитным полем.
Прием ортопеда в клинике
При записи на прием пациенты выбирают удобные дату и время, отмечают, это консультация, первичный осмотр или повторный прием врача травматолога-ортопеда с лечебной целью. Врач-ортопед кооперирует работу с другими специалистами, для диагностики использует современное оборудование, оказывает услуги по медикаментозному, хирургическому и ортопедическому лечению.
Каждому больному назначают комплексную терапию, которая приводит к восстановлению нормального положения и функции поврежденной части тела. Установка протеза вместо отсутствующей части конечности позволит лучше приспособиться пострадавшему человеку к жизни.
Оставить комментарий