
Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов.
Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра).
Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.
Кто направляет?
Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития.
Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха.
При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.
А есть ли повод для сомнений?
Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит.
Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.
д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?
Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.
Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.
Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?
Как обследуется слух у таких детей?
В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.
Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук.
Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции.
Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача.
Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.
Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом.
При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени.
Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».
Исследование, которое позволяет предположить
Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд.
Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации.
Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.
Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.
Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач.
Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат.
И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.
А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?
В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.
Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха.
Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась.
Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени.
Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.
И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений.
Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей.
Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.
Ссылки по теме:
Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях
У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.
Причины и последствия снижения слуха
Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка.
Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя.
Причины снижения слуха могут быть разными:
- Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
- Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
- Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.
Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:
- Аномалии в формировании наружного уха;
- Заболевания глаз;
- Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
- Кожные патологии;
- Проблемы с опорно-двигательной системой.
Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.
1 | Тугоухость | Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ |
2 | Глухота | Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ |
3 | Поздняя потеря слуха | Отмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы |
Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:
- Эпидемический паротит (в народе — свинка);
- Скарлатина (почти не встречается в наше время);
- Корь;
- Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
- Отит;
- Некоторые лекарственные препараты.
Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.
Методы самостоятельной проверки детского слуха
Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.
Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.
Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.
Способы проверки слуха у младенца
В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.
Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.
Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.
После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.
Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук.
Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук.
Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.
1 | Бутылочка с горохом | 70-80 дБ |
2 | Бутылочка с гречкой | 50-60 дБ |
3 | Бутылочка с манной крупой | 30-40 дБ |
Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.
При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.
Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:
- Моргнуть;
- Зажмуриться;
- Вздрогнуть;
- Широко раскрыть глаза;
- Замереть;
- Повернуть голову.
Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.
Речевой тест для детей 2-4 лет
У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи.
Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние.
Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.
Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.
Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:
- Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
- Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
- Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
- Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.
По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:
- Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
- Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
- Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
- Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
- Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.
Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.
В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.
Обследование у сурдолога
При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:
- Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
- Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.
К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.
Аудиограмма в клинике
Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.
Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.
Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:
- Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
- Нарушения в формировании звуковых оборотов;
- Игнорирование речи родителей;
- Постоянное переспрашивание;
- Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
- Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.
При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.
Мне кажется, я стал плохо слышать. Что делать?
Сегодня 3 марта — Всемирный день слуха. Около 10 % людей подвержены влиянию шума, который может вызывать потерю слуха. Что же делать, если кажется, что вы стали хуже слышать? Разбираемся в этой инструкции.
Проверить слух с помощью приложения Всемирной организации здравоохранения
Это приложение называется hearWHO, найти его можно по этой ссылке для пользователей Android или здесь для людей с iPhone. После того, как вы его скачаете, вам нужно будет заполнить короткий профиль (стандартно: возраст, пол) и выбрать тихое место. Далее настройте звук в наушниках так, чтобы были слышны цифры, которые вам называют, — и больше этот уровень нельзя будет менять.
После этого вам будут несколько раз называть по 3 цифры, а вы будете выбирать их на экране. По итогам того, насколько хорошо вы их слышали, вам выдадут результат теста. Единственный минус этого приложения — оно полностью на английском языке. Но главное, что от вас требуется, — различать на слух 9 цифр.
Обратиться к врачу
Если результаты теста покажут, что ваш слух не так хорош, — запишитесь к доктору. Кроме этого, стоит посетить его, если одно ухо слышит хуже другого, появился звон в ушах или другие симптомы, например боль.
У врача есть более точные методы оценки слуха, чем приложение на телефоне, и он быстрее разберется, из-за чего появилась проблема. Это может быть просто серная пробка, которую нужно удалить, а может быть состояние, которое потребует установки слухового аппарата.
А при некоторых профессиях, например музыкантам или людям, работающим на шумных предприятиях, можно делать ежегодные проверки даже при отсутствии симптомов.
Не забывать про профилактику
Все просто: уши нужно беречь от громких продолжительных звуков и уходить в тихое место. Понять, что вокруг вас очень шумно, можно по стандартным признакам: вы вынуждены повышать голос при разговоре, не слышите, что вам отвечают люди поблизости, а уши заболели или в них появился звон.
Еще можно скачать приложение для смартфона, которое измеряет уровень шума — он должен быть не выше 85 дБ. Чтобы убедиться, что оно настроено правильно, можно измерить беседу людей — в среднем ее уровень 60–70 дБ.
Если уйти из шумного места нельзя — используйте беруши. Кстати, это отличная вещь для концертов или ночных клубов. Вы будете слышать музыку, но сможете защитить органы слуха. Кроме этого, на таких мероприятиях старайтесь держаться подальше от динамиков.
Не слушайте громкую музыку в наушниках. Например, iPhone на максимальном режиме громкости способен выдавать до 100 дБ. Уже после 15 минут такого воздействия слух может падать. Слушать музыку нужно не громче чем на 60 % от верхней планки, и такое ограничение стоит установить в телефоне самостоятельно.
Ухудшать слух может и атмосфера на работе — по санитарным нормам РФ уровень шума на рабочем месте должен быть меньше 80 дБ. Поговорите с руководителем, если поймете, что он превышен. Вам должны предложить защиту для ушей или каким-то образом уменьшить громкость оборудования.
Береги слух смолоду
Слух является важной составляющей жизни человека, он необходим нам с самого рождения. Воспринимая речь, мы впервые слышим голос мамы и отличаем его от чужих людей. Слух информирует нас обо всех изменениях в окружающей обстановке, даже когда мы спим, мы не в состоянии его отключить.
Благодаря слуху человек способен обучаться, узнавать новую информацию и развиваться. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка.
И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.
У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.
Слух важен нам для защиты, он несет предупреждающую функцию. Звонок телефона или дверной звонок, сигнал будильника, свисток чайника — все это раздражители, представляющие собой сигнал определенного качества и интенсивности.
Невозможность восприятия этих сигналов значительно затрудняет жизнь слабослышащему человеку. Человеческий организм бессознательно реагирует на внезапные громкие звуки, такие, как выстрел, удар грома, автомобильный гудок, шум автомобиля за спиной и скрежет шин.
Эти звуковые сигналы вызывают реакцию испуга, и человек либо инстинктивно убегает, либо готовится к обороне. Но из-за потери слуха человек воспринимает громкие звуки по-другому: они кажутся ему гораздо тише, а потому теряют характер тревожного сигнала.
Поэтому человек перестает правильно реагировать в тревожных ситуациях, что влечет за собой прямую угрозу для жизни.
Ухо, как и другие органы чувств, отвечает за стимуляцию коры головного мозга. Звук воздействуя на кору, стимулирует мышление и память, ведет к возрастанию живости, бодрости и творческих способностей человека. Потеря слуха уменьшает количество слуховых раздражителей, а вместе с ним и число стимулирующих импульсов.
Благодаря слуху, мы ориентируемся в пространстве. Умение с помощью слуха определять направление и удаленность источника звука играет для нас жизненно важную роль.
Слух также играет большую роль в общении и социальной адаптации. Человек должен понимать и быть понятым. Однако общение плохослышащих людей с нормально слышащими часто связано с трудностями.
Из-за дефицита восприятия глухому человеку трудно развить в себе умение ощущать чувства других людей. Поэтому ему так же трудно проявлять внимание к чужим интересам.
Плохослышащие люди попадают в социальные конфликты гораздо чаще, при этом основные проблемы связаны с душевными муками или с конфликтами на работе.
Но это еще не все, потеря слуха — это гораздо больше, чем просто ухудшение слуховой способности. Внезапно наступившая тугоухость или глухота становится причиной глубоких душевных переживаний.
Шок, смятение, отчаяние, безнадежность, беспомощность, жизненный кризис — такими словами описывают пациенты свои ощущения.
Плохослышащие люди подвергаются повышенной нагрузке из-за того, что им приходится прикладывать больше усилий для обычной ориентации в окружающем мире.
- Для того, чтобы понять причины снижения слуха, надо разобраться с механизмом работы органа слуха.Ухо состоит из трех частей:• Наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода• Среднее ухо, включающее барабанную перепонку и слуховые косточки
- • Внутреннее ухо, представленное улиткой — полой, спирально закрученной трубкой; она заполнена так называемыми жидкостями внутреннего уха и связана со слуховым нервом.
Поэтому нарушение слуха может быть на этапе нарушения проведения звука — развивается так называемая кондуктивная тугоухость, или его восприятия — сенсоневральная тугоухостьНа уровне наружного уха это может быть связано с механическим препятствием распространения звука, такими как серная пробка, инородное тело, воспалительные заболевания наружного слухового прохода, приводящие к его сужению, например, фурункул.
Нарушение слуха может вызывать воспаление среднего уха, когда из-за отека и выпота жидкости нарушается подвижность слуховых косточек, передающих сигнал.
Оно может быть преходящим, временным, а при несвоевременном обращении к врачу или неправильном лечении может перейти в постоянное, когда образуется стойкая перфорация в барабанной перепонке или формируются рубцы, препятствующие движению слуховых косточек.
При нормальном проведении звука, может быть нарушено его восприятия слуховыми клетками внутреннего уха в результате их гибели или травмы.
Чаще всего такие нарушения встречаются в более старшем возрасте или при наследственных заболеваниях, когда волосковые клетки просто могут отсутствовать.
Чтобы человек в 20 и в 50 лет слышал одинаково, необходимо запомнить элементарные принципы:
1. Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов. Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор.
Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. Главное при выполнении этого мероприятия не переусердствовать. Многие люди считают, что чем чаще и глубже проводить чистку ушей, тем будет лучше. Однако это вовсе не так.
Сера предназначена для того, чтобы очищать попадающий в ухо воздух (например, на пыльной дороге), для борьбы с микробами, поэтому слишком старательно выскабливать её не нужно.
В результате «сухой» чисти ушей ватными палочками может произойти проталкивание серной массы ближе к барабанной перепонке, дальнейшее её сжатие и как следствие — образование пробок.
2. Для профилактики воспаления и инфицирования ушной раковины прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, где соблюдены меры безопасности.
3. Необходимо вовремя лечить насморк, так как инфекция в момент вывода слизи из носа может по слуховой трубе проникнуть в барабанную полость.
4. При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору. Никогда не занимайтесь самолечением, особенно если оно включает тепловые процедуры и прием антибиотиков.
При гнойных воспалительных процессах в полости среднего и внутреннего уха теплые компрессы ускоряют проникновение инфекции в глазницу и головной мозг.
А необоснованный и неконтролируемый прием антибиотиков может значительно осложнить лечение заболевания ушей и привести к необратимому пора-жению слухового нерва.
5.
В более старшем возрасте для поддержания слуховых клеток, воспринимающих звук и предотвращения их гибели необходимо поддерживать нормальный кровоток, для этого надо контролировать артериальное давление, следить за такими показателями крови как холестерин, благодаря которому сосуды могут забиваться бляшками, для этого надо обращаться к терапевту. Следить за состоянием шеи, такие заболевания как остеохондроз могут приводить к сжатию сосудисто-нервного пучка и нарушению кровотока головного мозга, в том числе и слуховых клеток.
6. Нельзя громко слушать музыку. Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор.
Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше.
Кроме того, использования наушников дополнительно нарушает процесс нормальной эвакуации серы, что может привести к формированию серной пробки, а также повышается вероятность инфицирования слухового прохода.
- Согласно медицинским данным, к ухудшению слуха может привести длительное шумовое воздействие более 85 децибел. Ниже приводятся некоторые уровни различных звуков, которые человек может услышать в окружающей его обстановке:
- • Трасса с большим движением: 85 децибел• Шум от ресторана или кафе: 85 децибел• Музыкальный плеер на средней громкости: 110 децибел• Снегоход: 110 децибел• Сирена скорой помощи: 120 децибел• Рок-концерт: 120 децибел• Громкие музыкальные игрушки: 125 децибел• Фейерверки и петарды: 135 децибел
- • Дрель: 140 децибел
Молодые люди воспринимают слух как само собой разумеющееся чувство, и уделяют ему мало внимания. За последние десятилетия коренным образом изменилась акустическая нагрузка на слух молодых людей.
Музыка, доступная на любом уровне громкости, играет доминирующую роль в жизни молодежи. На дискотеках и концертах посетители в течение многих часов подвергаются воздействию экстремальных уровней звука.
Необходимо уделять достаточное внимание профилактике снижения слуха. Повреждения слуха, полученные в детстве, будут сопровождать человека в течение всей оставшейся жизни.
Статью подготовила Славик Анастасия Халитовна, врач-оториноларинголог
Полезная информация по вопросам нарушений слуха у детей раннего возраста
Нарушения слуха у детей раннего возраста
Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Со сниженным слухом рождается примерно 3 малыша из 1000, из них 1 – с глубокими потерями слуха.
В прошлые годы для такого ребенка был бы закрыт мир звуков, у него бы не было речевого общения.
Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха, широко используются современные модели слуховых аппаратов и различные слуховые импланты, практически полностью компенсирующие снижение слуха; эффективно проводятся программы, направленные на развитие слабослышащих детей.
При своевременной начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало, чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.
Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:
- своевременное выявление нарушений слуха у ребенка;
- проведение точной оценки слуховой функции;
- включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха;
- адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов;
- регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
- регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
- при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха).
- В данном разделе Вы можете найти информацию о разных вопросах, связанных с нарушениями слуха у детей раннего возраста:
- Выявление нарушений слуха
- Аудиологический скрининг новорожденных
Речь является важнейшим средством связи между людьми и окружающим миром, хотя общение (коммуникация) между людьми возможна и на основе зрительных и тактильных ощущений. Речевое общение возникло, как наиболее доступный и простой способ быстро и полно донести информацию от человека к человеку.
При глубоких нарушениях слуха в раннем возрасте затрудняется использование речи, возникают трудности социальной адаптации, может наблюдаться отставание психоэмоционального развития ребенка.
Поэтому, когда ребенок появляется на свет, желание каждой матери узнать: “А все ли в порядке? Какой мой человечек? Хорошо ли он видит, хорошо ли он слышит?”
И, чтобы ответить на эти вопросы, в первые дни жизни в родильных домах проводится скрининг слуха для всех новорожденных (так называемый, аудиотест).
Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ – регистрация отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне или в спокойном бодрствовании.
В ухо ребенка вставляется маленький наушник, через который подается звук.
Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук. При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости. Причинами отсутствия «эха» могут быть: а) наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе; б) заболевания среднего уха; в) наличие истинной патологии слуховой системы.
Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить скрининг через 1 месяц (например, в поликлинике по месту жительства). Если «эхо» отсутствует при повторном тестировании – то необходимо провести комплексное аудиологическое обследование в специализированном центре.
В Санкт-Петербурге есть несколько детских центров, в которых Вы можете проверить слух Вашего малыша (список ниже).
Отсроченные и приобретенные нарушения слуха у детей
Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться. Причины снижения слуха в раннем возрасте различны (генетические факторы, врожденные внутриутробные инфекции, травмы головы, частые отиты и др.) и не всегда их точно можно определить.
По данным статистики с врожденными проблемами слуха рождается примерно 3 ребенка из 1000. К возрасту 1 год дополнительно еще 1-2 малыша из 1000 начинают испытывать трудности со слухом. К школьному возрасту примерно 6-10 детей из 1000 имеют снижение слуха.
Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка.
Чтобы оценить развитие своего ребенка, посмотрите приведенные ниже этапы нормального слухо-речевого развития ребенка на первом-втором году жизни, проверьте внимательно.
Или заполните анкету слухового развития LittlEARS, предназначенную для детей от 0 до 24 месяцев (разработка Medel, русская версия И.В. Королевой). Заполнить анкету можно на сайте Института: http://eii.ru/programmy_dlya_semej/skachat_anketu_kidrcdi/
Наши специалисты прокомментируют получившиеся результаты. Также эту анкету можно заполнить в он-лайн форме на сайте «Я слышу мир»: http://usharik.ru/site/otsenka.php
Что делать, если у ребенка обнаружены нарушения слуха? Вопросы слухопротезирования
Прежде всего, необходимо узнать – нужны ли ребенку слуховые аппараты. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются.
Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время мы предлагаем начинать носить слуховые аппараты сразу после обнаружения проблем со слухом.
Наши самые маленькие пользователи аппаратов – это малыши 2-3 месяцев.
Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости.
Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (нпрм., при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.
) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.
В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам мы можем решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантацииили нет. В любом случае ему нужны регулярные занятия.
В зависимости от типа и степени нарушений слуха предлагается различный выбор слуховых аппаратов (СА) как по мощности (от средних до сверхмощных), так и по виду СА (заушные или аппараты костной проводимости).
При очень глубоких потерях может быть предложена кохлеарная имплантация. Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы.
Рекомендации
Если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях – около ушной раковины.
Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке.
В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до “мозга”.
Заключение
Будет ли говорить Ваш ребенок? К сожалению, очень трудно ответить сразу на этот вопрос.
Многое зависит от того, как рано обнаружено снижение слуха; какая степень нарушений слуха определены у ребенка; от того, как рано он/она начал(а) носить слуховые аппараты; насколько адекватно они подобраны; какая причина тугоухости; имеется ли патология только периферического отдела, или добавляются повреждения в центральных отделах слуховой системы; есть ли у ребенка дополнительные трудности, кроме снижения слуха; как регулярно малыш занимается; насколько семья понимает проблемы своего ребенка; насколько включены родители (вся семья) в эти занятия.
В любом случае не теряйте оптимизма, познакомьтесь с родителями других детей, начинайте заниматься (наши специалисты проводят как индивидуальные, так и групповые занятия, каждую неделю работает Родительский Клуб; прочитайте необходимую литературу. Если у Вас возникают вопросы, мы всегда рады помочь Вам.
Контроль за состоянием слуха и качеством настройки слуховых аппаратов
Слух со временем может меняться и очень важно, чтобы слуховые аппараты были точно настроены в соответствии с аудиограммой. Поэтому следует регулярно проходить аудиологическое обследование (проверку слуховой функции и проверку настройки слуховых аппаратов):
- для малышей до 2 лет рекомендуется 3-4 осмотра в год;
- для детей от 2 до 5 лет 2-3 раза в год.
- для детей старше 5 лет 1-2 раза в год
Однако, если Вы заметили, что ребенок начал хуже реагировать на звуки в слуховых аппаратах или без них, немедленно обращайтесь к специалисту, слух может ухудшаться.
Кроме того, если ребенок носит слуховые аппараты, то следует не менее 2 раз в год посещать слухопротезиста. Слухопротезист проверит работоспособность аппарата, при необходимости заменит фильтры, крючки; сделает коррекцию настроек аппаратов.
Следует регулярно изготавливать новые индивидуальные вкладыши. Частота замены вкладышей зависит от возраста ребенка и от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Обычно для малышей первого года жизни изготовление нового вкладыша происходит 1-2 раза в три месяца; для детей старше года 1-2 раза в полгода; для детей старше 3 лет 1-2 раза в год.
Организации в Санкт-Петербурге, в которых можно проверить слух Вашего малыша:
Детский городской сурдологический центр,
пр. Шаумяна, д.29. Телефон: 528-97-08
Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
ул.Чехова, д. 5. Телефон: 272-90-15
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет, ул. Литовская, д.2
Телефон: 416-54-04 или 8-950-037-51-90
Оставить комментарий