Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Причины возникновения патологии

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

На сегодняшний день все чаще и чаще детям ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Как правило, его диагностируют у детей в возрасте 6-8 лет, когда ребенок идет в школу. Именно в этом время становится очевидно, что у ребенка есть выраженные проблемы с поведением и восприятием информации. 

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Патология дает о себе знать в детском возрасте, но при отсутствии своевременной терапии может сохраняться во взрослом возрасте.

Согласно статистике, СДВГ наиболее характерен для мальчиков, но может встречаться и у девочек.

Если своевременно не диагностировать патологию и не приступить к лечению, это чревато плохой успеваемостью в школе, у ребенка могут развиться серьезные социальные проблемы, что повышает риск злоупотребления психоактивными веществами в будущем.

Симптомы СДВГ у детей

Рассмотрим некоторые признаки, которые могут сигнализировать о СДВГ у детей: 

  • Ребенок постоянно отвлекается, невнимателен, при общении с ним возникает ощущение, что он вас не слушает.
  • Ему трудно долго удерживать внимание на словах учителя, из-за чего страдает и понимание информации.
  • Наблюдается повышенная активность — ребенок буквально не может сидеть на одном месте. Даже во время занятий в школе он может вставать с места и ходить по классу.
  • Ребенок нетерпелив, не может ждать своей очереди, постоянно перебивает, отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания.
  • Для детей с СДВГ характерна эмоциональная нестабильность, которая может проявляться частой сменой настроения: ребенок без повода может резко стать раздражительным, плаксивым, беспокойным.
  • Характерна несобранность — дети с данным диагнозом часто теряют свои вещи (например, школьные принадлежности, деньги, ключи).
  • Проблемы со сном и аппетитом, с режимом дня.

Дополнительно могут наблюдаться и некоторые отклонения неврологического характера. Например, у ребенка с СДВГ может быть нарушена координация движений, из-за чего наблюдается некоторая неуклюжесть. Также в некоторых случаях наблюдаются подергивание лицевых мышц и подрагивание конечностей. 

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются в возрасте 2-3 лет, однако в этом возрасте трудно определить, являются ли они проявлением патологии или нормальными возрастными особенностями.

Однако если к возрасту 6-8 лет ребенок не стал внимательнее и собраннее – это тревожный признак, который позволяет с высокой долей вероятности предположить СДВГ. Вот почему при наличии вышеперечисленных симптомов следует обязательно обратиться к врачу и приступить к лечению. 

Причины возникновения патологии

Для развития СДВГ нет единственной причины. Многие специалисты сходятся во мнении, что чаще всего причиной могут выступать генетические мутации, которые приводят к нарушению выработки дофамина и работы дофаминовых рецепторов. 

Также причинами развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут выступать следующие факторы:

  • Тяжелая беременность, осложненные роды, в том числе затянувшиеся или стремительные.
  • Употребление будущей матерью во время беременности сильнодействующих лекарственных препаратов, алкогольных напитков, токсичных веществ.
  • Серьезные патологии, перенесенные ребенком в раннем возрасте, в том числе черепно-мозговые травмы.
  • Психологические травмы у ребенка.
  • Асфиксия плода.

Также стоит отметить, что данная патология имеет наследственную предрасположенность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развития данного синдрома у ребёнка.

Диагностика

Диагноз СДВГ не устанавливают только на основании имеющихся жалоб. Чтобы точно подтвердить диагноз, необходимо провести некоторые обследования. В первую очередь требуется посетить невролога, психиатра и психолога. 

В процессе консультации врач собирает анамнез, проводит различные тесты, беседы, диагностические опросы. 

С целью выявления причины развития СДВГ могут также потребоваться консультации иных специалистов, а также инструментальные и лабораторные методы обследования, такие как: ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализы крови. 

Методы лечения СДВГ

Следует отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего имеет благоприятные прогнозы (при условии своевременно начатой терапии). Удается значительно улучшить поведение и обучаемость ребенка. 

В зависимости от степени тяжести патологического процесса и причин его возникновения врач может назначить такие виды лечения, как: 

  • Медикаментозное лечение: пациенту могут назначать седативные средства, антидепрессанты, нейростимуляторы.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Четкий режим дня: сбалансированное питание, полноценный сон.
  • Семейная психотерапия: если в семье наблюдаются конфликты, СДВГ нередко развивается на этом фоне.
  • БОС-терапия: этот метод лечения направлен на тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий.
  • Физиотерапевтические методики, например, массаж, физические упражнения, кинезиотерапия.

Дополнительно могут применяться и иные методики лечения. 

Профилактика

К сожалению, не всегда возможно предотвратить развитие СДВГ. Однако, есть некоторые факторы, которые значительно снижают риск развития патологии. Например, будущая мама должна соблюдать здоровый образ жизни, сбалансированное питаться, отказаться от вредных привычек. Перед зачатием желательно пройти полное обследование, при необходимости — заранее провести лечение имеющихся патологий.

Также в качестве профилактики СДВГ необходимо соблюдать следующие рекомендации: 

  • Ребенок должен быть активным, чаще гулять на свежем воздухе.
  • Режим дня и питания должен быть четким.
  • Следить за поведением ребенка, сразу пресекать неприемлемое поведение с его стороны.
  • Очень важно выстроить между родителями и детьми доверительные отношения.
  • Следует избегать семейных конфликтов.

При первых признаках СДВГ рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут минимизировать риск развития более серьезных патологий в будущем. 

СДВГ: признаки, лечение. Какие ошибки совершают родители. Объясняет детский психиатр

Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру…Знакомо? Вместе с детским психиатром нашей клиники Ириной Лабутьевой поговорили о том, как распознать и лечить синдром гиперактивности. А также, о том, какие ошибки совершают родители гиперактивных детей.

Что такое и с чем путают СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

  • Нарушение концентрации внимания
  • Неусидчивость, избыточная подвижность
  • Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
  • СДВГ является врожденным состоянием.
  • Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.
  • Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

Расстройства обучения– это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни.

А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать.

Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.

Расстройства настроения– это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.

  1. Тревожные расстройствахарактеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
  2. Подробнее о тревожном расстройстве мы писали здесь.
  3. СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
  4. Выделяют три формы СДВГ:
  1. Преобладает нарушение концентрации внимания
  2. Преобладает гиперактивность
  3. Смешанная форма

По каким признакам можно определить СДВГ

Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:

О природе этих процессов мы поговорим в следующем разделе, а пока давайте рассмотрим признаки СДВГ, которые можно заметить у своего ребенка и обратиться за помощью к врачу.

Источник: Яндекс

Согласно DSM-5, критерии постановки диагноза СДВГ делятся на два направления:

  • Признаки нарушения концентрации внимания: ребенок делает много ошибок в домашней работе, не может долго читать или слушать кого-то, избегает выполнения заданий, требующих терпения и скрупулезности, часто теряет свои вещи, не умеет составлять план действий и т.д.
  • Признаки гиперактивности: ёрзает на месте, болтает руками или постоянно играет с предметами, во время урока может встать и начать ходить по классу; ребенок необычайно разговорчив, часто вторгается в чужие разговоры, выкрикивает ответы, прежде чем собеседник закончил свой вопрос, и т.д.

Из практики врача:

На прием пришла семья с гиперактивным ребенком. Ребенок часто вмешивался в разговоры взрослых, отвечал вопросом на вопрос. Он всегда был очень нетерпеливым: не мог сосредоточиться на учебе, не мог выдерживать тайминг выполнения домашних заданий – через 5 минут вставал из-за стола и убегал играть.

В классе все время ёрзал на стуле, был очень неусидчивым. У него был хорошо развитый интеллект, но успеваемость низкая.Из-за этих особенностей поведения у ребенка произошло нарушение адаптации среди детей и в семье.Впоследствии появились изменения психики, которые можно было вовремя скорректировать, но родители этого не сделали.

Подробнее о признаках СДВГ мы писали здесь.

Как устроен мозг при СДВГ

СДВГ не является органической патологией. Органическая патология – это изменения мозга, связанные с повреждением и гибелью нейронов. При СДВГ наблюдаются функциональные изменения работы мозга.

Основное звено, отличающееся от нормы, — это усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина.

Они вырабатываются в определенных участках мозга и служат для передачи электрических импульсов между нейронами через специальные каналы – синапсы.

Источник: Яндекс

За проявления СДВГ отвечают 4 области мозга:

  • префронтальная кора
  • базальные ганглии
  • лимбическая система
  • ретикулярная формация.

Источник: Яндекс

При СДВГ в перечисленных отделах существуют нейроны, усиленно вырабатывающие норадреналин. Это приводит к усиленной активации этих структур и соответствующим эффектам: бурному эмоциональному ответу, избыточной двигательной активности, тревожности и т.д.

Ошибки родителей гиперактивных детей

Основная ошибка – родители боятся психиатров. Взамен они ведут ребенка к неврологу, а тот не лечит СДВГ. Невролог может лишь назначить общеукрепляющую терапию, что не поможет ребенку купировать симптомы СДВГ.

Необходима психотерапия, в частных случаях – семейная психотерапия и специальная медикаментозная поддержка, которую назначает только врач-психиатр.

Возможно вам будет интересно:  Отрыжка. отрыжка воздухом, после еды, кислым, с тухлым запахом. причины отрыжки. диагностика причин отрыжки. что делать в домашних условиях и как лечить причины отрыжки?

Избегая консультации психиатра, родители упускают время, когда можно скорректировать симптомы, и в итоге нарушается адаптация ребенка. Он не успевает по учебе, не может найти друзей, вдобавок родители начинают ссориться из-за его поведения – его жизнь рушится.

Еще одна ошибка родителей – агрессия по отношению к ребенку.

Дети плохо себя ведут, особенно в обществе, — родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают ругать их, в том числе, применяя физическое насилие.

Это не помогает, а только ухудшает ситуацию – ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, орет. В итоге, в семье происходят скандалы, мама нервничает, ребенок тоже – ничего хорошего.

Подробнее об этих и других ошибках воспитания мы писали здесь.

Источник: Яндекс

Бесконечные дополнительные занятия, чтобы «куда-то девать энергию…»

Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию: занятия длились по 2 часа, 5 раз в неделю. Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. Он и так был перевозбужден, а после секции все стало еще хуже. От усталости он становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Источник: Яндекс

Гиперопека. Ребенок постоянно находится под всепоглощающим контролем родителей. Его не выпускают гулять одного, все время контролируют, покушал ли он, как он одет, чем занят и где находится. Это возникает из-за тревожности родителей, а тревожность всегда передается ребенку. Таким образом, при наличии СДВГ тревожность ухудшает картину основного синдрома.

Источник: Яндекс

Потворствующее воспитание. Ребенку позволено всё, он кумир семьи. Таким образом родители формируют в нем эгоцентризм, эгоизм, ощущение, будто весь мир вертится вокруг него. У такого ребенка отсутствует слово «нет». Не задавая ребенку никаких рамок и ограничений, родители стирают необходимые границы между собой и ребенком.

Подробнее о том, как не вырастить инфантильную личность, мы писали здесь.

Как вести себя родителям

Правила достаточно простые:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами
  • Обращайте внимание на собственную мимику – во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка
  • Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, — тогда в следующий раз он не откажется от работы.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Так вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.

Из практики доктора:

Мама пришла с работы, уставшая. Ребенок не слушается ее, отказывается делать домашнюю работу. Он неусидчив, мать сажает его за письменный стол, а он через 5 минут убегает играть.Конечно, мать начинает злиться.

Раздражение переходит в крики, насилие…В данном случае нужна была семейная психотерапия – для того, чтобы научить родителей грамотно воспринимать заболевание своего ребенка, его особенности.

В здоровой среде ребенок выздоравливает.

Как ставят диагноз

Согласно DSM-5, диагноз СДВГ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев (см. симптомы), наблюдаемых постоянно в течение более полугода.

Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, смена окружения, появление нагрузок – и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.

Диагноз ставит врач-психиатр!

Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.

Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:

  • Ориентация в пространстве и времени
  • Способность концентрировать внимание
  • Умение приводить логичные аргументы
  • Память
  • Способность строить умозаключения
  • Коммуникативные способности

Помимо психического, необходимо оценить неврологический статусребенка. При этом исследуют:

  • Наличие сознания
  • Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
  • Качество движений и т.д.

При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.

Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.

Лечение СДВГ

Источник: Яндекс

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Из практики врача:

На прием пришла семья. Ребенок через 5 минут после начала сеанса бросился к игрушкам, тут же раскидал их. Он не мог надолго сосредоточиться ни на одном занятии: стал обнимать врача, хватать чужие вещи без спроса, все время перебивал взрослых.

Были выписаны медикаменты и психологическое сопровождение. Через 3 месяца у ребенка улучшилась концентрация внимания, прошла импульсивность, наладилась адаптация в коллективе.

Ребенок стал лучше учиться, его поведение нормализовалось, и прекратились конфликты.

Прогноз при СДВГ

  • Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.
  • Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации.
  • Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.
  • Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.
  • У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

Источник: Яндекс

В чем это выражается:

  • Трудности с концентрацией внимания
  • Нетерпеливость
  • Неспособность сидеть на месте без каких-либо движений
  • Сложности в планировании событий
  • Трудности в личных отношениях

Если вы узнали себя или своего ребенка в описанных симптомах, обратитесь к врачу-психиатру. Вы можете записаться на прием к специалисту нашей клиники прямо сейчас.

Другие статьи по теме:

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач

Как лечить молчание (психогенный мутизм) у ребёнка: рассказывает психиатр

Как распознать детскую шизофрению? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: причины и симптомы, лечение. Советы по воспитанию

В каждом детском коллективе есть хотя бы один ребенок, который постоянно норовит обидеть других, грубит воспитателям и учителям, терроризирует окружающих. В итоге у него нет друзей, его не привлекают обычные детские игры и занятия.

Таких детей нередко называют «трудными». Родители сами не могут понять, почему их ребенок неуправляем и агрессивен. С ним и дома трудно сладить.

Врачи-психологи советуют, прежде всего, обследовать такого ребенка на наличие у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности для проведения коррекции поведения.

Что такое СДВГ

Существует категория детей, которые отличаются повышенной нервной возбудимостью, импульсивностью, непослушанием, агрессивностью по отношению к окружающим людям.

Иногда даже родители сомневаются, является такое поведение особенностью характера или ребенок психически нездоров. Их сомнения небезосновательны.

Действительно, так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности является относительно распространенным неврологическим расстройством, которое отражается на поведении ребенка.

Такое отклонение встречается примерно у 5% детей. Признаки становятся явно заметными примерно в возрасте 5-6 лет. Когда ребенок идет в школу, появляется необходимость приспосабливаться к определенным правилам, сосредотачивать внимание на малоинтересных для него занятиях.

Это вызывает негативную реакцию, что отражается на поведении. Причем такие дети настолько импульсивны, что не могут контролировать свои действия, хотя отлично понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Их ругают учителя, избегают другие дети.

Родители, как ни стараются, не могут справиться с негативными и даже опасными последствиями их поведения.

СДВГ примерно в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Важно вовремя понять, что не так с ребенком, осознать, что его поведение – это не издержки воспитания, а болезнь. Существуют эффективные способы лечения таких пациентов и коррекции их поведения с помощью медицинских препаратов.

У взрослого человека, страдающего этим синдромом, также существуют проблемы с поведением, внимательностью и общением с людьми. Однако, как правило, они не столь значительны, как в детстве, и с отклонениями в поведении зачастую можно мириться.

Различают три типа СДВГ: синдром дефицита внимательности, синдром гиперактивности и смешанное заболевание.

Причины возникновения СДВГ

СДВГ возникает у детей в результате нарушения функций нервной системы и связано с нехваткой дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональность человека) и норадреналина (гормона, регулирующего агрессивность). Причинами синдрома являются:

  1. Наследственность. Как правило, подобные особенности поведения имеются у кого-либо из кровных родственников ребенка.
  2. Особенности развития лобных долей головного мозга, нарушение активности нейронов определенной группы.
  3. Отклонения в развитии центральной нервной системы у плода (перинатальная энцефалопатия). Другими проявлениями такой патологии могут быть слабый мышечный тонус, неконтролируемое мочеиспускание (энурез) и опорожнение кишечника, судорожный синдром.
  4. Осложнения, возникшие во время беременности и родов у матери. К ним относятся инфекционные заболевания женщины, существование угрозы выкидыша, сильные переживания, прием медикаментов для сохранения беременности и стимуляции родов, курение, употребление алкоголя в период вынашивания плода. Преждевременные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия мозга, стремительные или затяжные роды, осуществление кесарева сечения повышают риск возникновения СДВГ у ребенка.
  5. Травмы и заболевания головного мозга, перенесенные детьми в младшем возрасте.
  6. Проживание беременной матери в экологически вредных условиях, употребление ею, а впоследствии и ребенком, продуктов, содержащих вредные добавки.
Возможно вам будет интересно:  Тромбоз вен. Причины, симптомы, диагностика и лечение тромбоза

Примечание: Проблемы в семье (частые ссоры и скандалы, неполная семья, недостаток внимания к ребенку, чересчур строгое воспитание, физические наказания, алкоголизм родителей) являются факторами, провоцирующими возникновение синдрома гиперактивности у детей. Большой психологической травмой является для ребенка вынужденное расставание с отцом, бросившим семью.

Симптомы и признаки СДВГ

Симптомы болезни, а также степень их проявления зависят от возраста ребенка, связаны с условиями, в которых он проживает.

Признаки у грудного малыша

Первые признаки наличия у малыша СДВГ можно заметить еще в первые месяцы жизни. Грудной малыш хаотично и часто машет ручками, сгибает и разгибает ноги. Он беспокоен и капризен во время еды. Младенец плохо засыпает, мало спит, просыпается и вздрагивает от малейшего звука, его трудно успокоить, когда он плачет. Во время и после еды часто срыгивает.

Симптомы СДВГ у дошкольника

Если со временем повышенная возбудимость не исчезает, то о развитии СДВГ у малыша-дошкольника говорят следующие особенности поведения:

  1. Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, размахивает конечностями, крутит головой).
  2. Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры.
  3. Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, так как он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствия от спокойных занятий.
  4. Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, ему быстро все надоедает.
  5. Поскольку мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть окружающих, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.

Несмотря на то что у малыша имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствия интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова.

Нередко проявляются и физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, а также непроизвольное мочеиспускание и дефекация). У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.

Проявления синдрома у школьника

Поскольку умственное отставание от сверстников прогрессирует, у школьника, страдающего СДВГ, появляется еще больше проблем в учебе и общении с людьми. Проявления болезни могут стать опасными. Любит драться не только в школе, но и нападает на мать, отца, бабушку с дедушкой. Может ударить учителя или врача, отличается жестокостью, склонен к садизму.

Вскакивает и ходит по классу во время урока, не терпит замечаний, не реагирует на них. Не желая учиться сам, мешает другим детям, подбивает их к неповиновению учителю, запугивает, срывает уроки.

Ребенок болтлив, но не способен к диалогу, не «слышит» слов окружающих, перебивает и проявляет излишнюю эмоциональность. Не дослушав вопроса, бездумно выкрикивает ответ. Если поведение маленького ребенка еще может вызывать недоумение, а диагноз СДВГ способен поставить только врач, то у школьника подобные симптомы явно говорят о неврологической патологии, и диагноз сомнений не вызывает.

В зависимости от типа СДВГ, возникающего у детей, признаки заболевания отличаются: преобладает либо умственное отставание (дефицит внимательности), либо физическая сверхактивность. При смешанной форме заболевания наблюдается и то, и другое.

Симптомы СДВГ у подростка

В возрасте 13-15 лет проявления болезни становятся не так заметны, подросток становится менее импульсивным и раздражительным. У него в характере появляются новые черты: тревожность, озабоченность. Он суетлив, постоянно находит себе какое-либо важное дело, но до конца ничего довести не может, из-за этого ожесточается.

У него низкая самооценка. Конфликты с окружающими, насмешки одноклассников могут привести к суициду, особенно если подросток чувствует себя лишним в семье. Для таких детей не существует авторитетов, они грубят взрослым. У них отсутствует способность к принятию самостоятельных решений и чувство ответственности. Они, как правило, не испытывают страха перед опасностью.

Последствия СДВГ

Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка развития речи и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков чтения, письма, выполнения простых заданий. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников. Он постоянно сталкивается с осуждением окружающих. Пытается «мстить»: берет и портит чужие вещи, неадекватно реагирует на замечания.

Из-за отсутствия естественного чувства страха и неспособности контролировать свои действия гиперактивные дети чаще попадают в опасные ситуации, получают травмы. Подросток может совершить преступление, так как у него прогрессируют такие черты характера, как хитрость и жестокость. Появляется склонность к курению, алкоголизму, приему наркотиков.

Если уголовных наклонностей у взрослого человека с таким отклонением нет, то предположить наличие у него СДВГ можно, если он склонен к конфликтам, резким вспышкам гнева, пренебрегает данными обещаниями, не способен выслушать собеседника.

Диагностика СДВГ

Если подобные признаки нарушения умственного и психического развития наблюдаются у детей, необходимо поставить точный диагноз, чтобы знать, какая медицинская или психологическая помощь им нужна.

Устранить неврологическую патологию полностью невозможно, но современные медикаментозные средства и психологические приемы помогают сгладить наиболее острые симптомы.

Лечение помогает детям «перерасти» опасный возраст и впоследствии адаптироваться к нормальной взрослой жизни.

Для того чтобы распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности, родители должны показать ребенка психологу, неврологу или детскому психиатру. Можно обратиться также к семейному врачу. Психолог объяснит некоторые особенности поведения ребенка и даст совет, как наладить с ним отношения. Невролог и психиатр назначат необходимое лечение и смогут контролировать состояние юного пациента.

Диагноз СДВГ ставится только в том случае, когда симптомы гиперактивности и невнимательности наблюдаются у детей на протяжении не менее 6 месяцев.

При этом врач учитывает, как они ведут себя в обычной обстановке (дома, в школе, при общении с близкими людьми, сверстниками, учителями). Используется специальная шкала для оценки отклонений от общепринятых норм поведения.

Учитывается также наличие генетического фактора развития подобного синдрома.

По результатам тестов может быть отдельно поставлен диагноз «Синдром невнимательности», «Синдром гиперактивности» или «СДВГ».

При этом должны быть обнаружены проявления не менее 6 из симптомов, свидетельствующих о дефиците внимания, импульсивности и чрезмерной активности.

К ним, например, относятся агрессивность и неуемное стремление к лидерству, бесцеремонное и грубое поведение в классе, неспособность к умственной деятельности, постоянное переключение внимания, неспособность сосредоточиться, суетливость в движениях и другие.

Дополнительно могут быть назначены УЗИ, КТ или МРТ головного мозга для обнаружения возможных патологий.

Лечение при СДВГ

При лечении используются медикаментозные средства, проводится психотерапия для коррекции поведения ребенка. Назначается специальная диета. Гиперактивному ребенку не рекомендуется пить крепкий чай или кофе, употреблять шоколад, а также острую пищу. Подростков следует ограждать от употребления пива и других спиртных напитков.

Назначаются такие медикаментозные препараты, как Церебролизин, Пантогам, Кортексин, Метилфенидат, Пирацетам. Их действие направлено на улучшение обмена веществ и питания мозга, повышение устойчивости нервных клеток к воздействию негативных факторов.

Благодаря использованию этих препаратов у пациента, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности, улучшается память, активизируются умственные способности, повышается настроение.

Такие препараты употребляются только по назначению врача и в строго индивидуальных дозах. Особая осторожность требуется при лечении детей моложе 6 лет, так как препараты могут вызывать аллергическую реакцию и привыкание.

Их использование часто ведет к нарушению сна и ухудшению аппетита у малышей.

Назначаются также успокаивающие средства, в том числе и народные (настои мяты, женьшеня, сосновых почек, валерианы, пустырника, зверобоя). Кроме психотерапии, благотворное действие на нервную систему детей оказывает массаж головы, а также шеи в области воротниковой зоны, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе.

Рекомендации родителям

Родители могут корректировать проявления СДВГ у малыша, соблюдая некоторые правила:

  • за любой хороший поступок надо его хвалить, по возможности исполнять простые детские желания, а также обязательно выполнять свои обещания;
  • требования должны быть соизмеримы с возрастом и способностями ребенка, в отношениях с ним недопустима категоричность;
  • важно принимать активное участие в совместных мероприятиях и играх с детьми;
  • необходимо ограждать ребенка с повышенной нервной возбудимостью от посещения многолюдных мест, он не должен переутомляться;
  • ребенка нельзя унижать, разговаривать с ним грубо, подчеркивая его проступки;
  • следует спокойно объяснять ему, в чем конкретно он провинился, не нужно делать обобщений типа: «ты никогда не делаешь того, о чем я тебя прошу…».

Для того чтобы развивать у малыша чувство ответственности и способность контролировать свои действия, ему необходимо давать несложные, но важные поручения, не забывая при этом каждый раз его хвалить, чтобы он чувствовал свою успешность. Например, ему можно доверить покупку хлеба в магазине, уход за комнатными цветами.

Поручения должны быть совершенно конкретными. Если сказать малышу: «Убери в своей комнате», он не сможет действовать последовательно и устранить беспорядок.

Ему требуются более конкретные указания: «Положи игрушки в эту коробку», «А теперь поставь на полку книжки» и т. д. При этом надо проявить максимум терпения, снисходительности и доброжелательности.

Нельзя кричать на малыша и спорить с ним, провоцируя на упрямство и истерику.

Ребенку с СДВГ нельзя подолгу сидеть перед телевизором, играть в компьютерные игры. Необходимо приучать его к соблюдению режима дня (желательно, личным примером). Если малыш будет ложиться спать и просыпаться, а также принимать пищу в одно и то же время, это дисциплинирует его, стимулирует развитие внимания.

В отношениях с гиперактивными и импульсивными детьми родители должны проявлять твердость и настойчивость, не путая эти понятия с грубостью и насилием. Малышу нужно объяснять, как можно делать и как нельзя. Не следует постоянно ставить ему в пример других детей, подчеркивая, что он не такой, как все.

Возможно вам будет интересно:  Вагинит - причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение болезни

Не следует ждать от ребенка, страдающего подобным заболеванием, больших успехов в учебе, ругать его за плохие отметки. Но если у него проявляются способности к каким-то определенным занятиям, необходимо стараться их развивать, поощряя ребенка похвалой.

Гиперактивному ребенку полезно заниматься физкультурой и спортом. При этом следует избегать азартных спортивных игр, а также бокса, карате и других видов спорта, развивающих агрессивность. Рекомендуются занятия плаваньем, гимнастикой, легкой атлетикой.

Доктор поставил моему ребенку СДВГ. Что это такое и как с этим жить?

Данная информация не является основой для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения! Необходима консультация специалиста. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это нарушение развития нервной системы, а именно ее контролирующей функции.

СДВГ проявляющееся особенностями поведения в раннем возрасте.

При данном синдроме человеку трудно: • Подавлять внешние и внутренние отвлекающие стимулы • Командовать самому себе, организовывать самого себя и контролировать самого себя (в том числе и в эмоциональной сфере) • Самого себя мотивировать • Планировать события и предвидеть последствия.

Данный синдром нельзя назвать заболеванием, это скорее особенность развития. СДВГ встречается у 7 из 100 детей. Это достаточно много. С высокой вероятностью, в каждом классе и каждой группе детского сада есть такой ребенок. Причем, есть тенденция к увеличению процента таких детей со временем.

Мальчиков с СДВГ в 4 раза больше, чем девочек. Причины При СДВГ есть генетическая предрасположенность. В 75 процентов случаев у родителей с признаками СДВГ родится ребенок с такой же особенностью.

Кроме генетической предрасположенности некоторую, но не определяющую роль могут играть следующие факторы: • Дородовое воздействие на плод (никотин, алкоголь) • Недоношенность и низкий вес ребенка при рождении • Перинатальное поражение центральной нервной системы.

Усугубить (но не вызвать!) проявления СДВГ может дефицит сна и перемены в жизни, требующие адаптации. Изучается влияние пищевых добавок — сахара, насыщенных жиров и обработанных углеводов, но эта тема требует дальнейших исследований. Самым простым языком — нарушается баланс в работе дофамина и норадреналина в коре головного мозга. Эта информация нам потребуется, когда будем говорить про лечение. Проявления Исходя из названия, СДВГ проявляется снижением внимания и гиперактивностью. Наряду с гиперактивностью выделяют еще и импульсивность — нарушение контроля над эмоциями.

Какие симптомы невнимательности можно увидеть у ребенка?

• Невнимателен к деталям, совершает неосторожные ошибки • Испытывает трудности в удержании внимания во время игр, занятий в школе или дома • Кажется, что не слушает, даже когда к нему обращаются напрямую • Не выполняет домашнее задание, домашние дела • Испытывает трудности с организацией задач, мероприятий • Избегает задач, требующих постоянных умственных усилий • Теряет предметы, необходимые для выполнения задач или занятий (например, школьные учебники, спортивный инвентарь и т. д.) • Легко отвлекается • Забывчив в повседневных делах

А гиперактивности/импульсивности?

• Чрезмерная суетливость (например, постукивание по рукам или ногам, ерзание на сиденье) • Трудности находиться на своем месте, когда требуется сидеть (например, в школе, в кино и т.д.) • Чувство беспокойства (у подростков) или неуместного бега или лазания у детей младшего возраста • Не умеет играть спокойно, тихо • Ходит как будто «с моторчиком». • Излишне болтлив • Испытывает трудности в ожидании своей очереди • Слишком быстро выпаливает ответы, не дослушивая вопроса  • Перебивает, вмешивается в чужие диалоги. Однако если вы просто отмечаете, что ребенок не хочет учить уроки — рано говорить про СДВГ.

Во-первых, необходимо «набрать» не менее 6 симптомов невнимательности и 6 симптомов гиперактивности/импульсивности. Для подростков будет справедливо наличие 5 симптомов.

Во-вторых, симптомы должны:

• Присутствовать более чем в одной обстановке (например, в школе и дома) • Сохраняться не менее шести месяцев • Присутствовать в возрасте до 12 лет (однако начинать тестировать ребенка можно начиная с 4-х летнего возраста) Симптомы нарушают жизнь ребенка в учебной, социальной сфере • Не могут быть вызваны другими психическими расстройствами. • Специфические расстройства учебных навыков, такие как дислексия и дисграфия • Расстройство развития речи • Расстройство аутистического спектра • Нарушение развития координации • Нарушения сна • Тики • Депрессия • Тревожность • Склонность к употреблению психоактивных веществ. • Образование родителей и детей по теме проблемы (для этого и написана данная методичка :)), чтение соответствующей литературы: «Почему я отвлекаюсь?» Эдварда Хэлловэлла, «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Екатерины Мурашовой

Поведенческая коррекция.

В ее основе лежит усовершенствование методов воспитания: Использование положительного подкрепления (хвалим за желаемое поведение), вводим «символическую экономику»: — Систему баллов, жетонов, выдаваемых ребенку в качестве мотивации за достижение маленьких целей. Потом накопленные баллы ребенок сможет отменять на что-то более весомое) — Ругать за нежелательное поведение — не продуктивно. Вместо этого можно использовать систему стоимости ответа (вычитаем накопленные баллы/ жетоны), отвлечения, выведения из ситуации или тайм-аута. Систему таймаута — игнорирование нежелательного поведения — описал в своей книге «Магия на 1-2-3» Томас Фелан. Так же особенности методов воспитание описывает Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку». — Постановка небольших достижимых целей. Крупные цели разбиваем на маленькие. Детям с СДВГ большие объемы работы кажутся невыполнимыми, а поощрение в виде «велосипеда в конце учебного года» — недостижимыми, поэтому они их не мотивируют. Исходя из этого мы и цели, и вознаграждения разбиваем на более мелкие, как описано выше — Ограничение выбора. Обязательно предлагаем варианты, т.к. это создает ощущение предсказуемости

Коррекция среды:

— Использование диаграмм и контрольных списков, чтобы помочь ребенку оставаться «на задании» — Поиск занятий, которые позволят ребенку ощутить себя успешным (например, хобби, спорт) — Ведение ежедневного расписания: какие задачи стоят у ребенка на этот день и примерное время на их выполнение. Эпизоды отдыха, игры также вносим в расписание) — Сведение к минимуму отвлекающих факторов во время выполнения домашней работы, устраивать регулярные регламентированные перерывы — Предоставление конкретных и логичных мест для ребенка, где он может хранить свои школьные принадлежности, игрушки и одежду — Коррекция среды в школе: дополнительные часы с педагогом, классы с малой заполненностью, расположение ученика ближе к учителю, корректные напоминания от педагога, когда ученик отвлекается, наличие ресурсной комнаты, где ребенок может переключиться, отдохнуть.

• Психотерапевтические вмешательства: игровая терапия, когнитивноповеденческая терапия. Этим занимается психолог или психотерапевт.

  • • Коррекция сопутствующих проблем, таких как нарушения сна, тревожность, оппозиционно-вызывающее расстройство поведение и т.д
  • • Медикаментозная коррекция 
  • Не доказали своей эффективности: — Диета. Однако, если родители вели дневник питания и отслеживали поведение, то можно обсудить с врачом определенные продукты
  • Как лечить не рекомендуется:

В России для терапии СДВГ разрешен препарат Атомоксетин (Страттера). Его эффективность и побочные эффекты исследованы на более чем 5 тысячах испытуемых. Атомоксетин влияет на обмен норадреналина в организме. У препарата могут встречаться побочные эффекты, такие как снижение веса, боль в животе, потеря аппетита, тошнота, рвота, головная боль, раздражительность, сонливость (чаще у детей) и бессонница (чаще у взрослых). Есть и более неприятные побочные эффекты, например, влияние на сердце и депрессивные и суицидальные мысли. Поэтому медикаменты никогда не являются первой линией терапии, назначаются строго по согласованию с врачом в дополнение к вышеупомянутым способам коррекции. Перед началом приема необходимо убедиться, что у ребенка не было данных жалоб ранее и провести исследование функции сердца. При появлении побочных эффектов необходимо незамедлительно связаться с вашим лечащим врачом — При невозможности назначить атомоксетин, рассматриваются препараты из группы трициклических антидепрессантов, например, имипрамин. — Добавки полиненасыщенных жирных кислот На сегодняшний день своей эффективности при СДВГ не доказала ноотропная терапия: гопантеновая кислота (пантогам, пантокальцин), аминофенилмасляная кислота (фенибут, анвифен), пиритинол (энцефабол), кортексин, церебролизин.

Данных об этих препаратах вы не найдете в авторитетных зарубежных источниках, таких как FDA (Food and Drug administration), международном лекарственном справочнике RXList.

Проведенные по данным препаратам исследования выполнены на малом количестве людей и не соответствуют международным стандартам. У них нет четкой точки приложения при СДВГ, исходя из механизма его проявлений.

Мы не можем достоверно говорить не только об их эффективности, но и безопасности. Разрешены к использованию только на территории Российской Федерации и страни СНГ.

Прогноз в подавляющем большинстве благоприятный. До 10% людей будут во взрослом возрасте иметь заметные симптомы СДВГ. До половины — перестанут подходить под критерии СДВГ. Оставшаяся часть детей, повзрослев, будут иметь некоторые симптомы, в целом не мешающие жизни. Симптомы могут временно ухудшаться, когда человек попадает в новые для него условия.

  1. Какие проявления могут быть у взрослых?
  2. Гиперактивность проявится как:
  3. Невнимательность:
  4. Импульсивность:

• Беспокойство • Многословие • Постоянная активность • Склонность выбирать очень активную работу • Прокрастинация • Трудности с принятием решений • Плохое управление своим временем • Трудности в организации мероприятий • Чаще чем обычно прекращение отношений с людьми • Частая смена работы • Чрезмерная реакция на разочарования • Частое нарушение правил вождения Возможно, среди своих знакомых вы можете наблюдать таких людей.

Данный документ подготовлен неврологом Абдурзаковой Аленой с использованием материалов: 1. https://www.uptodate.com 2. https://www.fda.gov/ 3. https://www.rxlist.com/ 4. Руководство по детской и подростковой психиатрии под ред. Джозефа М. Рея, 2018. 5. Treatment strategies for ADHD: an evidence-based guide to select optimal treatment. Molecular Psychiatry. Caye, A., Swanson, J. M., Coghill, D., & Rohde, L. A., 2018.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*